Цели: познакомить с тем, как и чем украшает себя человек; дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине; обсудить вопрос о роли украшений в жизни человека; развивать творческое воображение.
Оборудование: гуашь, кисти; цветная бумага; иллюстрации с персонажами известных сказок; фрагменты сказок с описанием внешнего вида героев.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Тема нашего сегодняшнего урока «Как человек украшает себя». Вы узнаете о различных видах украшений и их роли в жизни человека, а потом сами изобразите любимого сказочного героя и придумаете для него украшение.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Мастер Украшения – это художник, который создает украшения для человека. Он учится у природы и много фантазирует. Мы с вами вместе с ним на протяжении нескольких уроков овладевали искусством украшения цветов, крыльев бабочек, плавников и чешуи рыб, перьев птиц, говорили об орнаментах, созданных человеком.
– Ребята, как вы думаете, а у человека есть украшения? Какие?
– Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Подумайте, что могут рассказать украшения. (О характере человека, о его увлечениях и др.)
– Правильно. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой.
– Какие украшения есть у вас? (Значки, брелки, банты, элементы одежды: застежки, наличие красивых больших и маленьких пуговиц.)
– Вспомните, есть ли украшения у сказочных героев.
– Посмотрите на сказочных героев на иллюстрациях. Кто это? Что удивительного в их нарядах?
– Мы можем узнать Кота в сапогах по свойственным ему украшениям? Назовите их. (Сапоги со шпорами, шляпа с пером, красивая нарядная одежда.)
– Что можете сказать о Снежной королеве, ее украшениях? Послушайте отрывок из сказки.
«Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина – Снежная королева, и шуба и шапка на ней были из снега. Все это выглядело так, как будто она была закутана в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была из ослепительно сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».
– Могут ли описания украшений Снежной королевы рассказать о ее характере? Охарактеризуйте ее. (Неприступная, властная, злая.)
– Вспомните Герду из этой же сказки. Когда она искала Кая, то побывала в одном королевстве, где ее добродушно встретили. Послушайте отрывок из сказки.
«На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей остаться во дворце, сколько она пожелает. Девочка могла жить да поживать тут припеваючи, но она погостила всего несколько дней и стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, – она опять хотела разыскивать брата.
Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, к воротам подъехала карета из чистого золота, с сияющими, как звезды, гербами».
– Какие украшения Герде подарили? Почему она попросила другую одежду? Как ее характеризует этот поступок?
– Что можете рассказать об украшениях Золушки, Мальвины, Снегурочки?
– Можно ли узнать героинь по их украшениям и рассказать о них?
– Женские украшения подчеркивают красоту и нежность героинь, а мужские – мужество и храбрость. Украшения могут быть простые, скромные и торжественные.
Украшения Снегурочки отличаются от украшений Снежной королевы, а украшения злой колдуньи не похожи на украшения доброй феи. Это заметно и по их форме. В плавных формах больше спокойствия и доброты, а острые формы кажутся злыми и колючими.
Учитель показывает детям нарисованные формы и цветовые гаммы различных украшений.
– Светлые и яркие цвета более веселые, в них больше солнечного света, а яркие цвета, окруженные темными (черными, серыми, коричневыми), кажутся тревожными.
– Отгадайте, из какой сказки эти строки:
На крыльце сидит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Старик не узнал свою старуху,
Какая жадная и надменная она стала.
– Как характеризуют эту героиню описанные украшения?
Я на скрипочке играю,
Тили ли, тили ли.
Скачут зайки на лужайке,
Тили ли, тили ли.
А теперь на барабане,
Трам-пам-пам,
Трам-пам-пам.
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам.
Дети изображают игру на скрипке, на барабане, прыгают.
IV. Педагогический рисунок «Незнайка».
– Мне захотелось нарисовать Незнайку.
Намечаю высоту, отмечаю линиями расположение головы, туловища, ног, рук. Рисунок выполняю карандашом.
Теперь рисую одежду, элементы украшения: шляпу с кисточкой, красивый галстук, волшебную палочку в руках.
Затем приступаю к раскрашиванию. Воспользуюсь гуашевыми красками.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сейчас сами попробуйте изобразить любимого сказочного героя и его украшения. Подумайте, какой формы и цвета будут украшения. Для раскрашивания используйте гуашь, кисти, цветную бумагу.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Каких героев вы нарисовали? Почему «надели» на них именно эти украшения?
– Молодцы, у всех получились хорошие рисунки.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Как украшает себя человек.)
– Чему учились на уроке? (Украшать любимых сказочных героев.)
3. Уборка рабочего места.