Цели: ознакомить с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы; развивать творческое воображение.
Оборудование: гуашь, кисти; листы цветной бумаги; образцы различных орнаментов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы узнаете о различных узорах, которые создали люди, сами придумаете и нарисуете узор на листе цветной бумаги. А помогать нам будут наши друзья и наставники – Мастер Украшения и Мастер Изображения.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Люди придумали огромное количество узоров, орнаментов и использовали их при украшении тканей, одежды, посуды, жилищ предметов быта и др.
– Как вы думаете, где люди могли наблюдать и заимствовать элементы своих орнаментов? (В природе.)
– Давайте рассмотрим орнамент в книге.
2. Работа по учебнику.
– Рассмотрите орнаменты (с. 58). На что они похожи? (На растения: листочки, веточки, цветы.)
– Люди всматривались в объекты природы, подмечали в них различные элементы, а затем подключали свое воображение, фантазию. У природы они учатся красоте и неповторимости орнамента.
– На с. 60 и 61 учебника помещены рисунки с великолепными орнаментами. Где их используют люди? (Украшают посуду, ковры, ткани.)
– Что изображено на орнаментах? (Мы видим птиц, растения.)
– Да, правильно существуют орнаменты растительного и животного происхождения. Мотивы этих орнаментов человек заимствует у природы.
– Есть ли у вас дома предметы с такими или похожими орнаментами? Назовите и опишите их. Что они украшают?
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Дети воспроизводят движения.
IV. Педагогический рисунок.
– Расположу лист по горизонтали в центре, размещу квадрат или прямоугольник, в котором будет располагаться орнамент.
Разделю прямоугольник на равные части. В каждую часть впишу задуманные элементы: листочки, цветы, точки, завитушки.
Прорисую мелкие детали – завитки по кайме узора и различные украшения.
Использую гуашь. Мелкие детали рисую тонкой кисточкой.
При рисовании использую прием прикладывания кисти, наношу точки, завитки, усики, краской.
– Рассмотрите образцы народного творчества: орнаменты Хохломы и вариации орнамента Дымки (показывает).
V. Практическая творческая деятельность учащихся.
– Придумайте свои орнаменты. Нанесите их гуашью на цветную бумагу, чтобы был фон. Фон выбирайте такой, какой вам нравится.
– Подумайте, что бы вам хотелось украсить таким орнаментом.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Чей орнамент вам понравился больше всего? Почему?
– Кто не успел нарисовать, можете сделать это дома.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Виды орнаментов с растительными и животными мотивами.)
– Чему учились на уроке? (Придумывать и рисовать свой орнамент.)
3. Уборка рабочего места.