Цели: расширять представления о трудовой деятельности людей; развивать чувство гордости за славный труд своих родных и близких; формировать умение составлять композиции; воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукция картины А. А. Дейнеки «На просторах подмосковных строек»; рисунки в учебнике «Природоведение», изображающие трудовую деятельность человека в разное время года; образец педагогического рисунка «Труд людей зимой» (карандаш, акварель).
Литературный ряд: стихотворение Юрия Щербакова «Сказка про лень».
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Общая тема третьей четверти посвящена труду и отдыху людей зимой и весной. А тема сегодняшнего урока – «Труд людей зимой».
III. Актуализация знаний учащихся.
Какая у нас зима?
Люди, проживающие в южных регионах, говорят: холодная, снегу много. А житель Крайнего Севера скажет: у нас зима вовсе не холодная и снежных буранов нет. Кто из них прав?
И те, и другие. Зима у нас очень разная. На первый взгляд – все одно: снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем. А какой день зимой разный! Какое утро, раннее, подернутое синевой мороза, со съежившимся солнцем и снегом, искрящимся в его лучах, с черными узорами ветвистого лозняка на белом поле. Наша зима ждет человека.
Кому знаком традиционный труд людей зимой, весной?
Опустели к зиме поля. Но и зимой здесь не прекращается работа. Поля подготавливают к весеннему севу: люди вывозят сюда навоз и проводят снегозадержание. Зимой очень важно задержать больше снега на полях, тогда весной в почве будет много влаги, и растения будут лучше расти. Для задержания снега на полях устанавливают щиты или специальными снегопахами пропахивают глубокие борозды. Из своих наблюдений вы знаете, что скапливается больше снега около различных преград, такими преградами на полях и являются щиты и борозды.
Готовят к весне разные машины: тракторы, сеялки, культиваторы, плуги, бороны. В механических мастерских их тщательно проверяют и ремонтируют. К началу весеннего сева все машины должны быть хорошо подготовлены.
Много работы в зернохранилищах. С помощью специальных приборов следят, чтобы в зернохранилищах было сухо и держалась все время одинаковая температура. А для того чтобы семена не сгнили, их часто перемешивают. Семена хлебных растений весной хорошо прорастут, если они правильно хранились зимой. В овощехранилищах овощи регулярно перебирают. Загнившие сразу отбирают от здоровых.
В садах около плодовых деревьев уплотняют снег, чтобы под снегом к стволам деревьев не пробрались мыши и не погрызли стволы. В сильные морозы растения окучивают снегом.
У каждого народа испокон веков сложились виды труда с учетом места жительства, традиций.
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. Воспевая свой народ, художники подмечали и изображали его труд, видели красоту людей труда.
У каждого народа есть традиционные виды труда. В Закавказье – виноградарство, овцеводство, садоводство, ткачество. В Средней Азии – скотоводство, садоводство и хлопководство, шелководство. На Украине – овощеводство, садоводство и скотоводство. В Белоруссии – декоративно-прикладное искусство. В Прибалтике – сельское хозяйство и рыболовство. И у всех народов развиты свои виды декоративного искусства.
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Перед вами репродукция картины Александра Александровича Дейнеки (1899–1969) «На просторах подмосковных строек». Эта работа – одно из значительных произведений художника.
Герои его картины – молодежь, юноши и девушки, строящие заводской цех на месте бывшей деревни. Типичен подмосковный пейзаж с полоской леса, небольшой деревенькой, заснеженным полем. Художник скупо наметил конструкцию строящегося здания, над которым возвышается подъемный кран, изобразил работающие экскаваторы. Немногочисленны персонажи его картины. Привлекает внимание группа рабочих, что-то горячо обсуждающих с инженером. На переднем плане девушка в синем комбинезоне, несущая доску. Ее лицо разрумянилось от работы и зимнего холода.
Просторный заснеженный пейзаж, желто-золотистые доски на переднем плане, сильная фигура девушки в синем комбинезоне – все эти немногочисленные детали помогают художнику создать выразительную картину, повествующую о жизни и труде людей.
VI. Работа над новым материалом.
Учитель. Послушайте стихотворение:
СКАЗКА ПРО ЛЕНЬ
Лень залезла под плетень
И лежит там третий день.
– Почему ты не вылазишь?
Не гуляешь по двору?
Лень ответила не сразу:
– Ой, боюсь я детвору!
Навредила я ребятам,
Перед ними виновата:
Петя двойку получил
Из-за меня,
Все уроки пропустил
Из-за меня,
Коля выбыл из кружка
Из-за меня,
Отлежал себе бока
Из-за меня,
Толя грязен, не умыт
Из-за меня,
На учителя сердит
Из-за меня!
Вновь залезла под плетень –
И лежит четвертый день.
– Как тебе лежать охота?
Во дворе кипит работа,
Помоги пойди ребятам –
И не будешь виновата!
Лень сказала:
– Выходной у меня!
Что там пользы от одной
От меня?
Подметут широкий двор
Без меня,
Новый сделают забор
Без меня,
В огороде все польют
Без меня,
Травы сорные порвут
Без меня,
Сочный вырастят арбуз
И без меня,
А узнать, каков на вкус, –
Зови меня!
Вновь залезла под плетень…
Ну и лень!
Ю. Щербаков
Я думаю, вы обращали внимание на труд взрослых людей в зимнее время.
Посмотрите рисунки в учебнике «Природоведение», изображающие трудовую деятельность человека в разное время года.
В зимнее время в сельской местности идут лесозаготовки, а в городе – уборка снега с проезжей части и тротуаров. Эти виды работ могут быть сюжетами для ваших рисунков.
Обсуждение композиций рисунков.
В зависимости от замысла рисунка лист бумаги располагается вертикально или горизонтально. Так, например, чтобы показать протяженность улицы, лучше выбрать горизонтальный формат. Определите размеры изображений, их расположение в плоскости листа. Надо так скомпоновать изображения, чтобы они были и не слишком мелкие, и не слишком крупные, при этом они не должны быть слишком сдвинуты вправо или влево.
Помните: очень важно выделять яркими, насыщенными красками главных персонажей рисунка. При этом помните, что необходимо сочетать цвета в окраске предметов.
При создании композиции надо продумать, сколько персонажей вы хотите изобразить, что будут делать люди и где происходит действие.
Сначала можно сделать наброски в виде силуэтов. Разместить людей в движении, при этом возможно загораживание одной фигуры другой. Передать пространство можно, если основания более близких предметов расположены ниже, чем более удаленных.
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
– Зимой у людей много работы, связанной с уборкой снега. Снег на улицах городов, сел мешает движению транспорта и пешеходам. Часто улицы и тротуары посыпают песком, чтобы машины при езде, а пешеходы при ходьбе не скользили. Это особенно важно, когда после оттепели дороги покрываются слоем льда. Очищают от снега железнодорожные и трамвайные пути.
Я решила изобразить человека, убирающего около деревенского дома снег. Его фигура загораживает деревья, дом на дальнем плане (см. Приложение 1).
1. Располагаем лист по горизонтали и отмечаем размер фигуры человека в центре рисунка. Выше рисуем основания дерева и дома. Намечаем размеры дома, при этом следим за соблюдением пропорциональных соотношений между домом и человеком.
2. Самое важное – человека, убирающего снег, изображаем на первом плане и выделяем его размером. Помните: главное – это люди, а не огромные пространства вокруг них. Определяем кроны деревьев и схематично намечаем движение человека.
3. Пропорционально рисуем голову, туловище и конечности героя. Определяем, согласно законам линейной перспективы, сокращение окон при их удалении.
4. Прорисовываем ветки на деревьях, бревна у дома, дорожку на земле. Детализируем фигуру человека. Рисунок закончен.
Формат может быть разным – вертикальный, горизонтальный, квадратный, вы выберете его согласно вашей композиции.
Далее выполним рисунок в цвете (см. Приложение 2).
1. Зальем небо насыщенным синим цветом, в верхней части добавляем сине-серый цвет. Небо надо выполнить плотным цветом, чтобы на контрасте с ним белый снег казался более светлым.
2. Светло-голубым цветом выполню снег на земле. Стараемся не просто раскрашивать поверхность, а передавать объем сугробов.
3. Дом выполняем цветом охры, а боковую часть дома окрашу в светло-коричневый цвет. Для крыши подойдет сложный цвет, состоящий из коричневого и красного.
4. Стволы деревьев выполню теми же цветами, что и дом. Середина – коричневая, а края и тонкие ветки рисую смесью коричневого и синего цветов. Стекла домов выполняю оттенком, состоящим из коричневого и темно-синего цветов. На первом плане человека выделяю насыщенными цветами. При этом стараюсь согласовывать части композиции в цвете. Поэтому использую для костюма героя синий, коричневый и голубой цвета.
Постарайтесь красиво сочетать цвета в рисунках, обогатить их оттенками. Может быть, вам удастся передать настроение. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Помните о важности правильной передачи в рисунках пропорций фигуры человека, характерности поз и движений. Работая карандашом, не задерживайтесь на деталях. Красками вначале покрывайте большие плоскости кистями больших размеров. Лишь после кистями маленьких размеров прорабатывайте детали. Обратите внимание, что цветом или тоном можно выделить фигуры – светлое хорошо видно на темном, темное – на светлом фоне.
IX. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. Вам удалось передать настроение зимнего пейзажа. Вот лучшие работы…
В чем достоинство этих композиций?
Расскажите, что вы хотели передать в своей работе зрителям.
Посмотрите, как верно у … (фамилия, имя ученика) переданы в рисунке пропорции фигур людей и момент движения. А вот … (фамилия, имя ученика) точно изобразил особенности формы машин, масштабные отношения всех изображений. Удачно подмечены приметы зимнего пейзажа у … (фамилия, имя ученика).
2. Обобщение изученного материала.
Как можно выделить главных персонажей рисунка?
Зачем необходимо сочетать цвета в окраске предметов?