Вид занятий: рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.
Цели и задачи: отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый и злой, коварный и благородный, сильный и слабый и т. п.; знакомство с пропорциями лица и мимикой, с разновидностями портрета.
Оборудование урока: гуашь, ограниченная палитра, обои, оберточная бумага (грубая), альбом, кисти.
Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», «Микула Селянинович», «Демон поверженный», «Летящий Демон», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Рембрандт «Портрет старика», И. Билибин, Е. Рачев, Л. Бакст, Вл. Конашевич и другие; иллюстрации к сказкам из детских книг; детские работы; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, 3/4, профиль)», «Мимика».
Литературный ряд: загадки, стихотворения, отрывки из былин, А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике его Балде» и др.
Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Мастер Изображения (один из трех братьев, помогающих в учебе) помогает детям понять, что, изображая человека, художник всегда выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Дети на уроке изображают контрастные по характеру образы сказочных персонажей (можно по желанию, а можно попарно – по вариантам, чтобы потом соединить работы и смотреть их вместе).
Загадки и стихотворения:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит).
Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш… (Малыш).
Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех! (Петрушка.)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет; .
Там русский дух…
Там Русью пахнет!
Из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Из поэмы «Конек-Горбунок» П. П. Ершова
Рассказ учителя.
О жанре портрета, его разновидностях, пропорциях, мимике лица.
Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника-портретиста видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, т. е. внутреннего состояния человека в мимикелица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей, привычной человеку обстановке. Разновидность портрета: интимный, парадный, социальный (Н. Ярошен-ко «Кочегар»), психологический (В. Перов «Портрет Ф. И. Достоевского»), мемориальный (уже умершего человека, по фотодокументам, описаниям), парный и одиночный, групповой, подгрудный, поясной, поколенный, автопортрет.
Слово «портрет» обозначает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека. В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи, составляли семейные портретные галереи и передавали их из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки.
Если видим на картине Чей-то профиль иль анфас, Или, может быть, задорный И весёлый чей-то глаз, Может, грустный или смелый, Может, добрый или злой, В нарисованной картине Это главное лицо. Может, папа или мама, Может, дедушка и я Нарисована в картине, Может, вся моя семья. Догадаться тут несложно, Неуверенности нет, Что красивая картина Называется портрет!
С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди заказывать их. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает автор, а он по-разному может показать одного и того же человека, он может заметить в человеке то, что не заметит объектив.
Как известно, у человека бывает разное настроение.
– Какие вы знаете?
Разное выражение лица человека называется мимикой.
Рассмотрим методические таблицы «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, 3/4, профиль)», «Мимика».
III. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание: изобразить доброго и злого воина (например, богатыря или царя Салтана, его врага, похожего на Кощея, Змея Горы-ныча или подлого Боярина). При наличии дополнительного урока можно расширить образные ассоциации каждого ребенка. Тем, кто в прошлый раз рисовал положительного героя, дать задание на изображение отрицательного и наоборот. Это снимает опасность выработки стереотипного изображения, самокопирования.
Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».
Этапы выполнения задания:
1. Сначала ведется работа вместе: учитель – на доске, дети – на бумаге. Начинающим художникам можно воспользоваться любой фотографией лица крупного размера или же иметь перед собой (или на доске) зеркало (особенно если дома рисуем).
1) Отступаем сверху 2-3 см, делим оставшееся расстояние на две части. В верхней части будет располагаться лицо.
2) Рисуем голову – овальную форму, вверху более расширенную, внизу более суженную (похожую на яйцо). Она симметрична. Для облегчения работы нарисуйте вертикально ось симметрии тонкой линией.
3) Лицо (овал) делится на три части горизонтальными линиями (лоб и брови, глаза и нос, в нижней части – рот и подбородок).
4) Изображаем части лица. Брови, глаза образуются дугообразными линиями. Глаза по силуэту похожи на листик дерева. В середине глаза рисуется радужка и зрачок (объяснить, что это). Радужка больше зрачка, прикрыта верхним и нижним веками и не видна полностью, как круг. А зрачок виден.
5) Намечаем местоположение носа вертикальной линией посередине, сверху-вниз. Начало носа – переносица идет от бровей; середина носа уже крыльев носа. Нос намечаем в виде трапеции. Форма носа у всех людей разная, но строение и общее соотношение близки. Макушка носа закругляется.
6) Рисуем рот – ниже носа. Ниже второй линии (деления) намечаем горизонтальную линию, сверху и снизу от нее рисуем две дуги, затем на верхней делаем маленькую выемку посередине.
7) По сторонам головы на уровне носа расположены уши.
8) Прорисовка деталей. Волосы бывают разные по цвету (русые, рыжие, каштановые, черные), прямые и кудрявые, разные подлине. Люди по-разному укладывают волосы. Глаза у людей тоже по цвету и форме отличаются (сравните глаза японца и европейца).
2. Затем работа индивидуальная – каждый должен до-фантазировать на этой основе лица (портреты) героев мужских образов, контрастных по характеру.
3. Смонтировать героев, попарно склеить.
IV. Итоги работы. Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: учиться рисовать портреты, используя фотографии или смотрясь в зеркало, можно попросить родных и друзей попозировать; нарисовать портрет куклы; хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художников); посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей.