Урок 17 Тема: СКАЗОЧНЫЙ МУЖСКОЙ ОБРАЗ. ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА В ИЗОБРАЖЕНИИ («ВЕСЕЛЫЙ И ГРУСТНЫЙ КЛОУНЫ»)

0
1093
программирование

Вид занятий: рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.

Цели и задачи: отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый и злой, коварный и благородный, сильный и слабый и т. п.; знакомство с пропорциями лица и мими­кой, с разновидностями портрета.

Оборудование урока: гуашь, ограниченная палитра, обои, оберточная бумага (грубая), альбом, кисти.

Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», «Микула Селянинович», «Демон повер­женный», «Летящий Демон», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Рембрандт «Портрет старика», И. Билибин, Е. Рачев, Л. Бакст, Вл. Конашевич и другие; иллюстрации к сказкам из детских книг; детские работы; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, 3/4, про­филь)», «Мимика».

Литературный ряд: загадки, стихотворения, отрывки из былин, А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике его Балде» и др.

Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опе­ре «Сказка о царе Салтане».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Мастер Изображения (один из трех братьев, помогающих в учебе) помогает детям понять, что, изображая человека, художник всегда выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

Дети на уроке изображают контрастные по характеру образы сказочных персонажей (можно по желанию, а можно попарно – по вариантам, чтобы потом соединить работы и смотреть их вместе).

Загадки и стихотворения:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит).

Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон.)

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш… (Малыш).

Наряд мой пёстрый,

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех

Веселят всех! (Петрушка.)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет; .

Там русский дух…

Там Русью пахнет!

Из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Из поэмы «Конек-Горбунок» П. П. Ершова

Рассказ учителя.

О жанре портрета, его разновидностях, пропорциях, мими­ке лица.

Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвящен­ных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника-портретиста видит прояв­ление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, на­строений и чувств, т. е. внутреннего состояния человека в мимикелица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей, привычной человеку обстановке. Разно­видность портрета: интимный, парадный, социальный (Н. Ярошен-ко «Кочегар»), психологический (В. Перов «Портрет Ф. И. Досто­евского»), мемориальный (уже умершего человека, по фотодокументам, описаниям), парный и одиночный, групповой, подгрудный, поясной, поколенный, автопортрет.

Слово «портрет» обозначает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека. В стари­ну знатные люди заказывали портреты всех членов семьи, состав­ляли семейные портретные галереи и передавали их из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки.

Если видим на картине Чей-то профиль иль анфас, Или, может быть, задорный И весёлый чей-то глаз, Может, грустный или смелый, Может, добрый или злой, В нарисованной картине Это главное лицо. Может, папа или мама, Может, дедушка и я Нарисована в картине, Может, вся моя семья. Догадаться тут несложно, Неуверенности нет, Что красивая картина Называется портрет!

С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисо­вать портреты, а люди заказывать их. Ведь фотографию делает ме­ханизм, а над картиной работает автор, а он по-разному может по­казать одного и того же человека, он может заметить в человеке то, что не заметит объектив.

Как известно, у человека бывает разное настроение.

– Какие вы знаете?

Разное выражение лица человека называется мимикой.

Рассмотрим методические таблицы «Пропорции лица», «Поло­жение головы (прямо, 3/4, профиль)», «Мимика».

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить доброго и злого воина (например, бога­тыря или царя Салтана, его врага, похожего на Кощея, Змея Горы-ныча или подлого Боярина). При наличии дополнительного урока можно расширить образные ассоциации каждого ребенка. Тем, кто в прошлый раз рисовал положительного героя, дать задание на изображение отрицательного и наоборот. Это снимает опасность выработки стереотипного изображения, самокопирования.

Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».

Этапы выполнения задания:

1. Сначала ведется работа вместе: учитель – на доске, дети – на бумаге. Начинающим художникам можно воспользоваться любой фотографией лица крупного размера или же иметь перед собой (или на доске) зеркало (особенно если дома рисуем).

1) Отступаем сверху 2-3 см, делим оставшееся расстояние на две части. В верхней части будет располагаться лицо.

2) Рисуем голову – овальную форму, вверху более расширен­ную, внизу более суженную (похожую на яйцо). Она симметрична. Для облегчения работы нарисуйте вертикально ось симметрии тон­кой линией.

3) Лицо (овал) делится на три части горизонтальными линиями (лоб и брови, глаза и нос, в нижней части – рот и подбородок).

4) Изображаем части лица. Брови, глаза образуются дугообраз­ными линиями. Глаза по силуэту похожи на листик дерева. В сере­дине глаза рисуется радужка и зрачок (объяснить, что это). Радуж­ка больше зрачка, прикрыта верхним и нижним веками и не видна полностью, как круг. А зрачок виден.

5) Намечаем местоположение носа вертикальной линией посе­редине, сверху-вниз. Начало носа – переносица идет от бровей; се­редина носа уже крыльев носа. Нос намечаем в виде трапеции. Форма носа у всех людей разная, но строение и общее соотноше­ние близки. Макушка носа закругляется.

6) Рисуем рот – ниже носа. Ниже второй линии (деления) наме­чаем горизонтальную линию, сверху и снизу от нее рисуем две ду­ги, затем на верхней делаем маленькую выемку посередине.

7) По сторонам головы на уровне носа расположены уши.

8) Прорисовка деталей. Волосы бывают разные по цвету (ру­сые, рыжие, каштановые, черные), прямые и кудрявые, разные подлине. Люди по-разному укладывают волосы. Глаза у людей тоже по цвету и форме отличаются (сравните глаза японца и европейца).

2. Затем работа индивидуальная – каждый должен до-фантазировать на этой основе лица (портреты) героев мужских об­разов, контрастных по характеру.

3. Смонтировать героев, попарно склеить.

IV. Итоги работы. Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: учиться рисовать портреты, исполь­зуя фотографии или смотрясь в зеркало, можно попросить родных и друзей попозировать; нарисовать портрет куклы; хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художни­ков); посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей.