Вид деятельности: тематическое рисование.
Цели: учить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки; ознакомить с произведениями изо-бразительного искусства на сказочные сюжеты; совершенствовать навыки рисования.
Оборудование: для учителя – открытки миниатюрной живописи из Палеха, иллюстрации из книг разных изданий; для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.
Литературный ряд: книга сказок А. С. Пушкина.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Беседа по теме урока.
Дети вспоминают «Сказку о рыбаке и рыбке», рассказывают о том, что им больше всего понравилось и запомнилось. Выбираются понравившиеся сюжеты из сказки, анализируется поведение героев, обстановка, настроение и одежда.
В иллюстрации используются выразительные возможности композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовое отношение, выделение центра композиции. Рассматриваются иллюстрации одного и того же сюжета сказки, но разных художников (И. Билибина, Б. Дехтярева, В. Конашевича и И. Бруни). Анализируется сходство рисунков и различие в облике героев, характер и настроение героев.
III. Самостоятельная работа.
После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию. Вначале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.
Выполнение работы в цвете учащиеся начинают с фона (небо, земля, море и т. д.). Постепенно цветовой тон усиливается: на первом плане цветовое решение должно быть ярче, контрастнее, дальний план более светлый, силуэты слегка размыты. (См. Приложение.)
IV. Итог урока.
Анализ и оценка работ.