Цели: обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Анализ предложенных текстов (учитель может воспользоваться материалами учебника либо пособием: Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10–11 классы. – М. : ТЦ «Сфера», 2009).
Примерный план комплексного анализа текста.
1. Определите тему текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать:
а) начало текста;
б) ключевые слова, ключевые предложения и др.
2. Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение):
а) указать синтаксические особенности текста:
• количество предложений;
• преобладающие типы предложений;
• способ связи предложений (цепной или параллельный);
б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности):
• порядок слов (чередование Д и Н и др.);
• ударение (расставить);
• лексический повтор;
• местоимения;
• союзы и др.
3. Определить стиль текста:
а) отметить влияние РС (где? с кем? с какой целью?) на стиль текста;
б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);
в) отметить стилистические средства:
• фонетические;
• лексические;
• словообразовательные (морфемные);
• морфологические;
• синтаксические.
4. Орфографический и пунктуационный комментарий.
2. Этап коррекции.
Анализ типичных ошибок, допущенных в ходе урока.
3. Этап информации о домашнем задании.
Разноуровневое домашнее задание, предложенное учителем.
4. Этап подведения итогов занятия. Этап рефлексии.
Заполнение «Листов обратной связи» (см. Приложение 1).