Урок 161. Лексика и фразеология

0
531
window

Урок 161. Лексика и фразеология

Цели: закрепить знания учеников по лексике и фразеологии; проверить умение определять лексические группы слов, умение работать со словарями.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистические игры, выполнение упражнений, работа со словарями.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте
синтаксический разбор, определите части речи, укажите их
роль в предложениях.

Нап…дающий открывшись на гран… офсайда перебросил мяч через голкипера но выручил защитник насти…ший мяч почти на линии ворот.

В эл…ктро(н, нн)ой почт… поступающ… еж…дневно на наш компьютер больш…нство с…общений спам.

(Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот. В электронной почте, поступающей ежедневно на наш компь­ ютер, большинство сообщений – спам.)

II . Повторение темы «Лексика и фразеология»

1. Беседа по вопросам § 75.

Примечание. Можно заранее дать задания по группам: подго­ товить сообщения по диалектным, профессиональным, устаревшим словам.

– В чем особенность лексики предложений из лингвистиче­ ской разминки? (В первом предложении – обилие профес­ сиональной футбольной лексики: нападающий, офсайд, голкипер, защитник. Во втором предложении – неологиз­ мы: электронная почта, компьютер, спам (рекламный и т. п. мусор).)

2. Лингвистические игры.

1) Подберите к словам и словосочетаниям синонимы-фразео логизмы из разговорной речи.

Бездельничать – (бить баклуши). Тесно (яблоку негде упасть). Легко сделать (раз плюнуть). Далеко – (за тридевять земель). Быстро бежать – (бежать сломя голову). Быстро понимать – (ловить на лету). ■ Разговаривать – (лясы точить, чесать языком). Дремать – (клевать носом). Запомнить – (зарубить себе на носу).

2) Подберите к книжным фразеологизмам слова-антонимы.
Одержать победу – (проиграть).

Сдержать слово (обмануть, подвести). Отдать приказ (попросить). Хранить молчание – (болтать). Произвести впечатление – (не понравиться). Взять паузу – (не прерываться).

III . Выполнение упражнений

Упражнения 433, 434: выразительное чтение, обсуждение во­ просов, письменное выполнение.

Все виды лингвистического разбора выполняются на доске и в тетрадях.

IV . Работа со словарями

Задание: 1-й вариант- выписать из толкового словаря значения многозначных слов из упражнения 433.

2-й вариант – попробовать самостоятельно объяснить диалект­ные слова из упражнения 434, а затем проверить по специальному словарю: сугрев, балок, яр.

Примечание: попросим учеников объяснить также общеупот­ ребительные, но вряд ли хорошо знакомые им слова зябь, гумно, озимь.

IV . Занимательная лингвистика. Из истории письменной культуры на Руси

Древнейшей формой документа на Руси были грамоты. Их писа­ли на больших листах пергамента, украшали орнаментом и заставка­ми. Порой они достигали в длину метра, как, например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю (Северный Урал) на право владения землей. Наряду с грамотами бытовали свитки, или, как их еще называли, «столбцы», «столпы», «столпики». Соборное уложение 1649 года – свод законов феодальной России – представ­ ляло собой единый столбец, насчитывающий 309 метров.

Такая форма делопроизводства была заменена при Петре I на тетрадную. Писать стали на обеих сторонах тетрадного листа, что позволило экономить бумагу, стоившую в те времена довольно дорого.

Домашнее задание

§ 76: вопросы на с. 194.