Ц е л и: повторить знания по фонетике; развивать умение выполнять фонетический разбор слов.
Х о д у р о к а
I. Введение в тему.
1. У ч и т е л ь. Ребята, посмотрите: на доске – зашифрованная записка. В ней скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку. Расшифровать его несложно. Для этого надо зачеркнуть все буквы, которые встречаются два или более раз, и соединить оставшиеся буквы.
З а п и с к а:
Сыр, рысь, сыпь, фон, сеть, пика (фонетика).
2. В о п р о с ы для повторения.
– Что изучает фонетика?
– Какая разница между звуками и буквами?
– Что такое алфавит? Для чего он служит?
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы не обозначают звуков?
– Какие две основные группы звуков имеются в русском языке?
– Какая разница в их произношении?
– Какие звуки образуют слог?
– Как определить число слогов в слове? Приведите примеры.
3. В ы п о л н е н и е упражнений 48, 49, 52, 53 на с. 156–157 устно.
II. Практикум.
– Зачем нужно уметь делить слова на слоги? (Чтобы правильно переносить слова.)
В ы п о л н е н и е упражнения 55 на с. 157 коллективно, под руководством учителя.
III. Фонетический разбор.
Письменный фонетический разбор слов из упражнения 73.
IV. Тест.
1. В слове ёлка:
1) 4 звука;
2) 5 звуков;
3) 2 звука.
2. Буква о обозначает один звук:
1) после гласных;
2) после согласных;
3) в начале слова;
4) после ь и ъ.
3. В слове колечко:
1) 1 мягкий согласный звук;
2) 2 мягких согласных звука;
3) 3 мягких согласных звука;
4) 4 мягких согласных звука.
4. Согласная буква ж обозначает твердый звук:
1) перед ь;
2) перед гласными е, ё, ю, я;
3) всегда обозначает;
4) никогда не обозначает.
V. Итог урока.
– Что повторили на уроке?
Домашнее задание: упражнение 56, с. 158.