Урок 16 Тема: Состав числа 11 из двух однозначных чисел и соответствующие случаи сложения и вычитания.

0
785

Цель:

Познакомить с составом числа 11,соответствующими случаями сложения и вычитания. Закрепить изученные приемы вычислений.

Наглядность: диск «Птичьи голоса», таблицы состав чисел, рисунки «сосна, ель, еж, филин, соловей», цветы лесные, цифры, рисунки яблок – красные и зеленые. Красная книга, карточка «фитонциды», цифры, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Вступление

(На доске висит картина «Лес»)

– Сегодня мы совершим небольшое путешествие в лес, чтобы узнать полезное и интересное. Давайте прочитаем, что сказано про лес. (Чтение выражения на карточке:

«Лес – наше богатство».)

– Лес украшает нашу планету. Он дает свежий воздух. В лесу много ягод, грибов, орехов. Это дом для животных. Его надо беречь и охранять.

– Как будем вести себя в лесу? (Ответы детей)

II. Минута чистописания

Как вы думаете, а сумка нам нужна? (Да)

– А что же в сумке?!

В сумке ручка и резинка.
И красивая картинка.
В сумке книга и тетрадь.
Сможешь все ты сосчитать.
Это будет ровно… (пять)

– Поставьте на наборное полотно цифру 5.

– Возьмите любую другую цифру и скажите, куда поставите, левее или правее числа 5.

Учитель вывешивает карточки с нужными цифрами и показывает образец письма на доске.

– А теперь красиво запишите эти цифры.

III. Устный счет.

Даже знакомый, давно исхоженный лес таит в себе много загадок.

– Как вы себе представляете лес? (ответы детей)

– Лес – это множество деревьев, растущих вместе. Деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества – фитонциды. (Выставить карточку с этим словом.) Легко дышится в хвойных лесах.

– Какие деревья относятся к хвойным? (Ель, сосна, пихта, можжевельник)

Игра «Вырасти елочку»

На развитие знания состава чисел в пределах 10.

– Учитель рисует на доске числовые «елочки». На верхушке елочки написано число, состав которого будет повторяться. Учащиеся записывают на ветках числа, которые в сумме дают число, записанное на верхушке.

Вставь пропущенные числа. 6+4+?= 12-2-?= 8+?+7= 17-?-3=

2. Игра «Сосчитайка»

– Смотрите-ка, ребята, сколько цветов на поляне. Давайте полюбуемся ими.

Незабудка, фиалка, колокольчик, ветреница, калужница, гвоздика, герань луговая, ландыш, пролеска, рябчик русский.

– Сколько всего цветов? (10)

– Какой по счету желтый цветок – калужница? (5)

– Между какими числами стоит ландыш? (7 и 9)

Ландыш – лекарственное растение. Из него изготавливают лекарство для больных со слабым сердцем.

– Сколько синих цветов?

– Сколько белых? Каких больше и на сколько?

– Кто запомнил, как называется десятый цветок? (Рябчик русский)

– Этот цветок занесен в Красную книгу. (показ книги) Он находится на грани исчезновения.

– Можно ли рвать в лесу цветы? (нет)

– Цветы в лесу рвать нельзя. Их нужно беречь и охранять.

3. Решение примеров

– Между цветов затерялись примеры. Прочитайте их по-разному и решите.

3-1

6+2

5-2

7+2

8-1

4+2

4. Физминутка для глаз

IV. Работа над новым

1. Знакомство с новым материалом

– В начале урока я вам сказала, что в лесу много полезного и интересного. Что же лес таит в себе? Отгадайте загадку:

Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (яблоко)

– В лесу тоже растут яблоки. Как они называются? (Лесные дикие яблоки.)

Используется наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов в каждом ряду.-Мы сегодня будем решать новые примеры.9 яблок и 2 листочка.-Сколько всего яблок и листочков? И т.д.

Запись: 9+2=11

9+1+1=11

«К 9 нужно прибавить 2.Мы прибавляем по частям. Сначала прибавили 1.Получили 10,Потом прибавили еще 1,Получилось 11.Всего к 9 мы прибавили 2.Значит,к 9 прибавить 2,получится 11»

(аналогично работа ведется с вычитанием)

Запись:11-2=9

11-1-1=9

2. Физминутка «Гриша», «Маша»

3. Закрепление нового материала стр.24 № 2

Работа у доски и на месте.

– А кто в лесу любит яблоки? (показ рисунка ежа)

Еж – небольшой зверек, у него короткие ножки, тело сверху и с боков покрыто иглами и шерстью. Днем он спит, а ночью бродит в поисках корма. А пищей ему служат жуки, птицы, гадюка. Осенью он охотно поедает ягоды, желуди и сочные плоды. У него есть враги – филин и лисица. (показ рисунков)

Проверка на доске.

.(решение примеров с ответом 11,10)

– Назовите врагов ежа. (Филин и лисица)

Враги ежа не съедят, если вы правильно решите уравнение.

х+6=11 х-9=2 11-х=9

V. Повторение пройденного материала.

1. Решение задач

Прослушивание диска «Пение птиц»

– Чьи это голоса?

– Лес – одно из основных сред обитания птиц. В любое время года больше всего пернатых, так называют по-другому птиц, встречается в лесу.

1) У филина (показ рисунка) в прошлом году было 7 птенца, а в этом году – 4 птенца. Сколько птенцов вывел филин в прошлом и в этом году?

Один ученик работает у доски, остальные на месте. Проверка. Прочитать разными способами (сигнальные карточки).

7+4=11 7+3+1=11

2) На рябине сидело 11 соловья (показ рисунка). 2 соловья улетело. Сколько соловьев осталось?

Проверка: (сигнальные карточки).

11-2=9

11-1-1=9

2. Воспитательный момент

– Ребята, а вы любите птиц? Как к ним нужно относиться? (Они украшают планету. С ними весело. Птицы приносят пользу, поедая вредных насекомых.)

VI. Итог

– Нам пора возвращается из леса. Понравилось ли вам путешествие?

– Что нового вы узнали?

– Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке!