Урок 16/3. Количество вещества.

0
760
история

Цель: познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль»;

сформировать представление о молярной массе вещества и научить учащихся

переходить от понятия «относительная молекулярная масса вещества» к

понятию «молярная масса вещества».

Оборудование: некоторые металлы и неметаллы количеством в 1 моль, 1 ммоль,

1 кмоль.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Тестирование.

Iвариант – металлы.

II вариант – неметаллы.

Из приведенных ниже предложений выпишете только те. которые соответствуют: I вариант – металла; II вариант – неметалла.

1. Агрегатное состояние: твердое.

2. Электропроводны.

3. Ковкие.

4. Пластичные.

5. Имеют металлический блеск.

6. Не имеют металлического блеска.

7. Нетеплопроводные.

8. Газообразные.

9. В твердом состоянии – хрупкие.

10. Жидкие.

Ключ: вариант I: 1, 2, 3, 4, 5;

вариант II: 1, 6, 7, 8, 9.

II. Изучение нового материала.

– Что изучает химия? (Вещества, свойства и превращение веществ.)

– А в чем измерить вещество? Температура измеряется в градусах, путь – в метрах, масса – в граммах, килограммах. Какие бы вы предложили единицы вещества?

– Рассмотрим реакцию взаимодействия водорода и кислорода:

2 + О2 = 2Н2О

Как нужно отмерить водород и кислород, чтобы они полностью прореагировали и образовали воду?

(Нужно взять на одну молекулу кислорода две молекулы водорода.)

– Но технически это выполнить невозможно из-за малого размера молекул. Как быть?

А если взять столько граммов водорода, сколько весят 2 его молекулы, т.е. массой 4 г. Соответственно кислорода взять 32 г, т.е. какова его молекулярная масса. Тогда поставленное вначале условие будет соблюдено – все молекулы водорода и все молекулы кислорода прореагируют друг с другом и образуют воду.

Потому вещество решили измерить единицей, в которой как бы соединились две величины – число молекул и масса вещества.

Такая единица называется моль (n).

Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова относительная молекулярная масса вещества:

1 моль Н2 весит 2 г (Мr (Н2) = 2)

1 моль О2 весит 32 г (Мr (О2) = 32)

1 моль Н2О весит 18 г (Мr (Н2О) = 18)

– А сколько реальных частиц – молекул содержится в 1 моле любого вещества?

Очевидно, что одинаковое число. Оно называется постоянной Авогадро.

Моль – количество вещества. которое содержит число атомов или молекул, равное числу Авогадро (6 · 1023).

Количество вещества обозначается буквой n («эн») или v («ню»).

Масса 1 моль называется молярной массой, обозначается буквой М.

Молярная масса измеряется в г/моль и равна относительной молекулярной массе вещества. например, М (Н2О) = 18 г/моль.

Если известна масса вещества m, то, рассчитав его молярную массу М, можно найти количество вещества n: n = m/M, следовательно, m = M · n.

III. Закрепление.

Задача 1. Какова масса 1,5 моль оксида углерода (IV) СО2?

Дано:

n (СО2) = 1,5 моль

М (СО2) = 44 г/моль

Решение:

m = nM

Mr (СО2) = 12 + 16 ? 2 = 44

М (СО2) = 44 г/моль

m (СО2) = 44 (г/моль) ? 1,5 (моль) = 66 г

Ответ: m (СО2) = 66 г.

Найти:

m (СО2) – ?

Задача 2. Какое количество серной кислоты содержится в 294 г её?

Дано:

M (Н2SO4) = 294 г

Решение:

n = m/M

Mr (Н2SO4) = 1 ? 2 + 32 + 16 ? 4 = 98

M (Н2SO4) = 98 г/моль

n (Н2SO4) = 294 : 98 = 3 (моль)

[ г : г/моль = моль ]

Ответ: n (Н2SO4) = 3 моль.

Найти:

n (Н2SO4) – ?

Работа в парах

Цель: закрепить понятие “моль”, “количество вещества”, “число Авогадро”.

Задача 1. На лабораторных весах взвесили кусочек цинка – его масса оказалась 13 г. Вычислите:

а) количество вещества цинка в кусочке;

б) число атомов цинка (1-й ученик).

Задача 2. С помощью мензурки отмерили 90 мл воды. Сколько здесь молекул воды? Атомов водорода? Атомов кислорода? (2-й ученик).

Обсудите результаты работы.

IV. Домашняя работа: §15; стр.57, задачи 1, 2, 3, 4.