Цель: развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите глаголы с частицей не. Что вы знаете о правописании частицы не с глаголами?
– Какие орфограммы вы вставили? Обоснуйте их правописание.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: г..воришь, б..леешь, скр..пишь, б..жишь, осв..щаешь.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это глаголы в форме настоящего времени, в единственном числе, отвечают на вопрос что делаешь? На конце всех слов пишется ь. Во всех глаголах орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением: говоришь – гувор, разговур, белеешь – бйлый, скрипишь – скрип, бежишь – бег, освещаешь – свет.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – освещаешь, в нем есть приставка остальные глаголы без приставок.)
– Сегодня мы составим цепочки из букв, которые являются окончаниями данных глаголов. Назовите окончания глаголов. (Окончания данных глаголов – –ешь, -ишь.)
ешь ишь ешь ишь…
– Напишите данные цепочки до конца строки.
IV. Письмо по памяти. (упр. 600.)
– Назовите глаголы.
– Какой глагол употреблен в переносном смысле?
– Подчеркните глаголы с не.
V. Письмо текста по памяти с опорой на начало предложения.
На доске записан текст:
Живут в Антарктиде пингвины. Пингвины хоть и птицы, но не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают. Но яйца на снег тоже не кладут: пингвинёнок замёрзнет. Пингвин-папа держит яйцо в лапах и согревает его собственным пухом. Людей пингвины не боятся. Смело приходят к зимовщикам и к морякам в гости.
– Напишите текст по памяти, опираясь на начало предложения.
часть каждого предложения в тексте учитель стирает.
Живут в Антарктиде … .
Пингвин хоть и птица … .
Крылья им нужны для того, чтобы … .
Гнезда для птенцов … .
Но яйца … .
Пингвин-папа держит яйцо в лапах … .
Людей … .
Смело приходят к зимовщикам … .
VI. Выборочное списывание. (упр. 601.)
VII. Итог урока.
– Что нужно помнить о написании глаголов с частицей не?
Домашнее задание. Упражнение 602.