Урок 158. УПРАЖНЕНИЕ В НАПИСАНИИ ГЛАГОЛОВ С ЧАСТИЦЕЙ НЕ

0
525
школьница

Цель: развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите глаголы с частицей не. Что вы знаете о правописании частицы не с глаголами?

– Какие орфограммы вы вставили? Обоснуйте их правописание.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: г..воришь, б..леешь, скр..пишь, б..жишь, осв..щаешь.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это глаголы в форме настоящего времени, в единственном числе, отвечают на вопрос что делаешь? На конце всех слов пишется ь. Во всех глаголах орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением: говоришь – гувор, разговур, белеешь – бйлый, скрипишь – скрип, бежишь – бег, освещаешь – свет.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – освещаешь, в нем есть приставка остальные глаголы без приставок.)

– Сегодня мы составим цепочки из букв, которые являются окончаниями данных глаголов. Назовите окончания глаголов. (Окончания данных глаголов – –ешь, -ишь.)

ешь ишь ешь ишь…

– Напишите данные цепочки до конца строки.

IV. Письмо по памяти. (упр. 600.)

– Назовите глаголы.

– Какой глагол употреблен в переносном смысле?

– Подчеркните глаголы с не.

V. Письмо текста по памяти с опорой на начало предложения.

На доске записан текст:

Живут в Антарктиде пингвины. Пингвины хоть и птицы, но не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают. Но яйца на снег тоже не кладут: пингвинёнок замёрзнет. Пингвин-папа держит яйцо в лапах и согревает его собственным пухом. Людей пингвины не боятся. Смело приходят к зимовщикам и к морякам в гости.

– Напишите текст по памяти, опираясь на начало предложения.

часть каждого предложения в тексте учитель стирает.

Живут в Антарктиде … .

Пингвин хоть и птица … .

Крылья им нужны для того, чтобы … .

Гнезда для птенцов … .

Но яйца … .

Пингвин-папа держит яйцо в лапах … .

Людей … .

Смело приходят к зимовщикам … .

VI. Выборочное списывание. (упр. 601.)

VII. Итог урока.

– Что нужно помнить о написании глаголов с частицей не?

Домашнее задание. Упражнение 602.