Цель: познакомить учащихся с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте пословицы. Почему так говорят?
– Объясните правописание подчеркнутых букв.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: п..льто, с..поги, пл..ток, к..ртина.
– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена существительные, обозначают неодушевленные предметы, отвечают на вопрос что? Во всех словах пропущена орфограмма – буква а, не проверяемая ударением. Это словарные слова.)
– Какое слово лишнее? (1. Лишнее слово – сапоги, оно в форме множественного числа. Все остальные существительные употреблены в единственном числе. В этом слове две орфограммы – буквы а, о. 2. Лишнее слово – картина, это предмет, который не относится к тому, что надевает на себя человек.)
– В цепочке на минутке чистописания мы соединим все орфограммы данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (В цепочку войдут буквы а, ь, о.) Запишите их.
Аьо Оьа Аьо Оьа …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Словарно-орфографическая работа.
Отгадайте загадку:
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клёны,
И берёзы бьют поклоны. (Топор.)
Или:
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
топур
– Что же такое топор? (Орудие труда для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом – с другой.)
– Назовите однокоренные слова, запишите их, разберите по составу.
Эта работа выполняется коллективно.
– Какой может быть топор? Напишите словосочетания. С одним из словосочетаний составьте (устно) предложение.
Хороший топор, старый топор, острый топор, тупой топор, ржавый топор, лёгкий топор, тяжёлый топор…
Дедушка взял острый топорик и пошёл в огород рубить кочаны капусты.
V. Знакомство с частицей не и упражнение в написании частицы не с глаголами.
1. На доске запись:
рисует, работает, передвигаются
не рисует, не работает, не передвигаются.
– Прочитайте глаголы, которые записаны в первой строчке. Какой смысл имеют эти глаголы? (Эти глаголы имеют положительный смысл; действия, которые выполняют глаголы, осуществляются, происходят.)
– Что вы можете сказать о глаголах, написанных во второй строчке? (Эти глаголы имеют отрицательный смысл. Действия, которые обозначают глаголы с не: не осуществляются, не происходят.)
– Какой же смысл придает глаголу частица не? (Частица не придает глаголу отрицательный смысл.)
– Как пишется частица не с глаголами? (Частица не с глаголами пишется раздельно.)
– Правописание частицы не с глаголами – это орфограмма.
2. Чтение правила, с. 99.
3. Письмо по памяти.
На доске записаны словосочетания:
(не)встретил гостя (не)сохранил гру..
(не)договорил слово (не)загадал желание
(не)удалил п..тно (не)узнает мес..ность
(не)привязал лошад.. (не)укрепил лес..ницу.
– Прочитайте записанные на доске словосочетания. Постарайтесь их запомнить.
через 1–2 минуты учитель стирает с доски глаголы с не.
– Ориентируясь на существительные, запишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы.
4. Работа над пословицами. (упр. 591, 592.)
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке о глаголе?
Домашнее задание. Упражнение 593; правило, с. 99.