1. Проверка домашнего задания.
2. Определение лица глаголов.
– Определите лицо данных глаголов, подписав к ним местоимения:
Пиш..м, стро..т, слыш..шь, стел..т, танцу..т, вид..шь, пол..т, держ..м.
– Почему эти глаголы называются личными?
3. Лингвистическая задача.
– Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.
Заболела бабушка.
– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.
– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.
– Никто, просто знобит.
– А разве так может быть?
– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.
4. Объяснение учителя.
5. Упражнения 511, 512.
6. Наблюдение.
Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 214.
7. Игра «Фокусник».
– Превратите личные глаголы в безличные.
Личные глаголы |
Безличные глаголы |
Ветер дует в окно. |
В окно сильно дует. |
Гроза зажгла дерево. |
|
Дождь льет как из ведра. |
|
Липы сладко пахнут. |
|
Ветер сломал осину. |
8. Итог урока.
Работа с сигнальными карточками.
Учитель читает тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.
Тезисы:
1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.
2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.
3. Личный глагол может стать безличным.
4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.
5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.
Домашнее задание: упражнение 513.