Вид занятий: конструктивное строение из бумаги.
Цели и задачи: создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги); развитие воображения(индивидуальная, групповая, коллективная работа); дать представление об архитектуре; укрепление межпредметных связей (география, биология, история, труд).
Оборудование урока: бумага, ножницы, клей, возможно использование готовых строительных материалов – коробок небольших размеров, коробок-подставок (от конфет).
Зрительный ряд: слайды и фотографии построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов-новаторов (Ле Корбюзье, А. Гауди, В. Татлин), зданий разных архитектурных стилей (Египет, Древняя Греция, Восток – пагоды, Север – чумы, юрты, постройки среднего века и т. п.); ученические работы; методические таблицы.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Мастер Постройки – художник. Он создает разные постройки -конструкции: здания, машины, мебель, светильники и многое другое.
Мастер решил, что дом, похожий на соты, может быть красивым и удобным (см. урок 14, с. 63), и создал подобный.
Мастер Постройки посмотрел на цветок колокольчика и придумал большой зонт, под которым можно спрятаться от дождя и солнца.
А это тюльпаны. Природа подарила им не только яркий цвет, но и выразительную форму. Вот и придумал Мастер Постройки светильник, похожий на этот цветок.
Форма ракушки подсказала Мастеру Постройки, каким будет сказочный дворец (см. урок 14, с. 63).
– Какие еще постройки Мастеру подсказала природа (см.. урок 14, с. 63)?
– Кто из вас знает, кто такой «архитектор»? Можно ли его назвать Мастером Постройки? (Ответы детей.)
Дети открывают новые возможности человеческой фантазии.
Аналогии: телебашня – дерево, современные дома – соты, купол – луковка, купол – шлем и т. д.
Проекты городов будущего похожи на грибы, деревья, муравейники. Учителю целесообразно объяснить детям, почему связаны форма конструкции и назначение, функции формы.
Справка. Архитектура (лат. architecture, от греч. archi – «главный» и tckton – «строить, возводить») – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить. Различают три основных вида архитектуры:
– объемные сооружения – культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания;
– ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков;
– градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых.
Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор заботится о красоте, практической пользе и прочности создаваемых сооружений, т. е. эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.
В разные исторические периоды и у разных народов применялись разные строительные материалы и технологии: камень, шкуры, железобетон, стекло, пластик, даже лед. Архитектура отражает художественный стиль своей эпохи. Все-мирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символ стран и городов (пирамиды в Египте, акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева-башня в Париже, небоскребы Нью-Йорка, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).
Основные выразительные средства архитектуры:
– пластика объемов;
– масштабность;
– ритм;
– пропорции;
– фактура и цвет поверхностей.
III. Работа над заданием.
Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги). Индивидуальная, групповая или коллективная работа (исходя из уровня подготовки детей) по Макет фантастического здания. Бумага
воображению. Осознать связь формы, конструкции и назначения, функции этой формы.
Создание небольших макетов-построек. В конце урока макеты сгруппировать по 3-4 (на общих подставках-коробках от конфет).
Анализ общих ошибок.
Можно добавить вырезанные из бумаги фигурки деревьев, людей, сказочных героев.
IV. Итоги работы.
Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать фотографии архитектурных сооружений, подумать, на какие природные объекты они похожи.