Урок 15 Тема: ПОСТРОЙКА И ФАНТАЗИЯ

0
830

Вид занятий: конструктивное строение из бумаги.

Цели и задачи: создание макетов фантастических зданий, кон­струкций (сгибание, подклеивание бумаги); развитие воображения(индивидуальная, групповая, коллективная работа); дать представ­ление об архитектуре; укрепление межпредметных связей (геогра­фия, биология, история, труд).

Оборудование урока: бумага, ножницы, клей, возможно использование готовых строительных материалов – коробок не­больших размеров, коробок-подставок (от конфет).

Зрительный ряд: слайды и фотографии построек, способ­ных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов-новаторов (Ле Корбюзье, А. Гауди, В. Татлин), зданий разных архи­тектурных стилей (Египет, Древняя Греция, Восток – пагоды, Се­вер – чумы, юрты, постройки среднего века и т. п.); ученические ра­боты; методические таблицы.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Мастер Постройки – художник. Он создает разные постройки -конструкции: здания, машины, мебель, светильники и многое дру­гое.

Мастер решил, что дом, похожий на соты, может быть краси­вым и удобным (см. урок 14, с. 63), и создал подобный.

Мастер Постройки посмотрел на цветок колокольчика и при­думал большой зонт, под которым можно спрятаться от дождя и солнца.

А это тюльпаны. Природа подарила им не только яркий цвет, но и выразительную форму. Вот и придумал Мастер Постройки светильник, похожий на этот цветок.

Форма ракушки подсказала Мастеру Постройки, каким будет сказочный дворец (см. урок 14, с. 63).

Какие еще постройки Мастеру подсказала природа (см.. урок 14, с. 63)?

– Кто из вас знает, кто такой «архитектор»? Можно ли его на­звать Мастером Постройки? (Ответы детей.)

Дети открывают новые возможности человеческой фантазии.

Аналогии: телебашня – дерево, современные дома – соты, ку­пол – луковка, купол – шлем и т. д.

Проекты городов будущего похожи на грибы, деревья, мура­вейники. Учителю целесообразно объяснить детям, почему связаны форма конструкции и назначение, функции формы.

Справка. Архитектура (лат. architecture, от греч. archi – «главный» и tckton – «строить, возводить») – вид изобразительного искусства, зодчество, ис­кусство проектировать и строить. Различают три основных вида архитектуры:

объемные сооружения культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания;

ландшафтная архитектура беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков;

градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых.

Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ан­самбли. Архитектор заботится о красоте, практической пользе и прочности созда­ваемых сооружений, т. е. эстетические, конструктивные и функциональные каче­ства в архитектуре взаимосвязаны.

В разные исторические периоды и у разных народов применялись разные строительные материалы и технологии: камень, шкуры, железобетон, стекло, пла­стик, даже лед. Архитектура отражает художественный стиль своей эпохи. Все-мирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как сим­вол стран и городов (пирамиды в Египте, акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева-башня в Париже, небоскребы Нью-Йорка, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).

Основные выразительные средства архитектуры:

– пластика объемов;

– масштабность;

– ритм;

– пропорции;

– фактура и цвет поверхностей.

III. Работа над заданием.

Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги). Индивидуальная, груп­повая или коллективная работа (исходя из уров­ня подготовки детей) по Макет фантастического здания. Бумага

воображению. Осознать связь формы, конструк­ции и назначения, функции этой формы.

Создание неболь­ших макетов-построек. В конце урока макеты сгруппировать по 3-4 (на общих подставках-коробках от конфет).

Анализ общих ошибок.

Можно добавить вырезанные из бумаги фигурки деревьев, лю­дей, сказочных героев.

IV. Итоги работы.

Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: подобрать фотографии архитектур­ных сооружений, подумать, на какие природные объекты они по­хожи.