Урок 15 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ПАРУС». ЖАЖДА БОРЬБЫ И СВОБОДЫ – ОСНОВНОЙ МОТИВ СТИХОТВОРЕНИЯ

0
13
физика

Урок 15 М. Ю. Лермонтов. «Парус». Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения

Цели: рассказать о биографической основе стихотворения «Парус»; работать над выразительным чтением стихотворения, умением анализировать, делать выводы.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель рассказывает о необычности судьбы Лермонтова, о его постоянной устремленности к чему-то неизведанному.

2. Чтение статьи учебника (с. 159–162).

3. Чтение подготовленным учеником отрывков из воспоминаний о Лермонтове.

Аким Петрович Шан-Гирей, троюродный брат М. Ю. Лермонтова, на 4 года моложе его. 7-летнего Акима бабушка поэта, Е. А. Арсеньева, взяла к себе в Тарханы, и с тех пор он постоянно жил вместе с Лермонтовым. Это был один из самых близких друзей поэта.

«…Мы вместе приехали осенью 1825 года из Пятигорска в Тарханы, и с этого времени мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазами Мишель, в зеленой курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличающимся от прочих, черных как смоль…

Дом был всегда битком набит. У бабушки было 3 сада, большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь. Зимой немного теснее, зато на пруду разбивались мы на 2 стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену… сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий, садовник, выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови. Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины…

Когда собирались соседки, устраивались танцы, и раза два был домашний спектакль; бабушка сама была очень печальна, ходила всегда в черном платье и белом старинном чепчике без лент, но была ласкова, добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у нее очень весело.

Так прожили мы 2 года. В 1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания, а через год и меня привезли к ним. В Мишеле я нашел большую перемену, он был уже не дитя. Ему минуло 14 лет, он учился прилежно. Месье Жандро, гувернер, почтенный и добрый старик, был, однако, строг и взыскателен и держал нас в руках; к нам ходили разные другие учителя…

Тут я в первый раз увидел русские стихи у Мишеля: Ломоносова, Державина, Дмитриева, Озерова, Батюшкова, Жуковского, Козлова и Пушкина, тогда же Мишель прочел мне своего сочинения Стансы К***; меня тогда ужасно заинтриговало, что значит слово «стансы» и зачем три звездочки? Однако ж промолчал, как будто понимаю. Вскоре была написана первая поэма «Индианка» и начал издаваться рукописный журнал «Утренняя заря»…

В соседстве с нами жило семейство Лопухиных. Старик-отец, три дочери-девицы и сын; они были с нами как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал…

Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку; ей было лет 15–16; мы же были дети и сильно дразнили ее: у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка», но она, добрейшее создание, никогда не сердилась. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…

В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием, преимущественно в батальном жанре1, также играли мы часто в шахматы и в военную игру…»

Дмитрий Алексеевич Милютин; учился в Московском университетском благородном пансионе одновременно с Лермонтовым.

«Пансион назывался университетским только потому, что в двух старших его классах, V и VI, преподавали большей частью университетские профессора… Пансион вполне удовлетворял требованиям общества и стоял наравне с Царскосельским лицеем…

Преобладающею стороною наших учебных занятий была русская словесность… Мы зачитывались переводами исторических романов Вальтера Скотта, новыми романами Загоскина… Знали наизусть многие из лучших произведений наших поэтов. Например, я знал твердо целые поэмы Пушкина, Жуковского, Козлова, Рылеева («Войнаховский»). В известные сроки происходили по вечерам литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников в присутствии начальства и преподавателей».

Екатерина Александровна Сушкова, писательница, автор «Записок», где она вспоминает о знакомстве с Лермонтовым в 1830 году. Е. А. Сушковой было тогда 18 лет, а Лермонтову – 16.

«У Сашеньки2 встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего косолапого мальчика лет 16–17, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой. Он учился в Университетском пансионе, но ученые его занятия не мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером на гулянье и на вечерах… Я прозвала его своим чиновником по особым поручениям и отдавала ему на сбережение мою шляпу, мой зонтик, мои перчатки, но перчатки он часто затеривал, и я грозила отрешить его от вверенной ему должности…

Мы обращались с Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали полную справедливость его уму. Такое обращение бесило его до крайности, он домогался попасть в юноши в наших глазах, декламировал нам Пушкина, Ламартина (фр. поэт начала XIX в.) и был неразлучен с огромным Байроном (англ. поэт начала XIX в.). Бродит, бывало, по тенистым аллеям и притворяется углубленным в размышления, хотя ни малейшее наше движение не ускользало от его зоркого взгляда. Как любил он под вечерок пускаться с нами в самые сентиментальные3 суждения, а мы, чтоб подразнить его, в ответ подарим ему волан или веревочку, уверяя, что по его летам ему свойственнее прыгать и скакать, чем прикидываться непонятным и неоцененным списком с первейших поэтов…

Мы… отправлялись пешком на богомолье4… На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услышав звук монет, бедняк перекрестился, стал нас благодарить, приговаривал: «Пошли вам Бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!».

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах, он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас… Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:

У врат обители святой

Стоял просящий подаянье,

Бессильный, бледный и худой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою,

Так чувства лучшие мои

Навек обмануты тобою!..

Сашенька и я, мы первые преклонились перед его талантом и пророчили ему, что он станет выше всех его современников; с этих пор я стала много думать о нем и о его грядущей славе».

4. Вопросы:

– Какие черты Лермонтова вам показались наиболее значительными?

– Что вы увидели необычного в облике Лермонтова?

5. Рассматривание автопортрета М. Ю. Лермонтова.

6. Работа над стихотворением «Парус».

Учитель. Вскоре спокойная жизнь Лермонтова ломается. Ему пришлось уйти из университета, переехать в Петербург и поступить в военную школу. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно, что ждет его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. В эти дни и создано им стихотворение «Парус».

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

Учитель. Обычно в этом стихотворении видят революционные настроения, но это лишь одна из его возможных интерпретаций. Не менее значимы в нем и поиски смысла жизни, и выражение свободы человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремления к гармонии. Стихотворение не столько рисует картины, сколько вызывает в воображении определенные образы, настроения. Что такое, например, «в тумане моря голубом»? И море, и небо, и простор, и отсутствие других предметов, кроме паруса, и дымка тумана, и ощущение красоты, и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного, и еще многое.

Во всем контексте лермонтовской поэзии буря – это стихия, хаос, разрушение, освобождение стихийных сил природы и человека, яростная борьба, грозящая гибелью, но и пробуждающая восторг, дающая возможность попытать свои силы («Мцыри»). Она может дать лишь на миг «упоение в бою», но не удовлетворение высоким стремлениям человека. Но и «покой» как реальное чувство успокоения – спокойное море, отсутствие препятствий, бездействие – тоже не идеал; напротив, это состояние вызывает всегда неприятие лермонтовского героя («Три пальмы»). К чему же он стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого состояния, в котором соединилось бы то ценное, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что может проявиться в покое. Он хочет гармонии, устремлен к абсолюту, а потому не может удовлетвориться ничем достигнутым. Это мысль о вечной тревоге и стремлениях человеческого духа.

Но, как ни странно, стихотворение вместе с тем создает у читателя ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой гармонии. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха, из симметрии и красоты композиции, из привычных для романтической поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями. И устремленность к невозможному, и ощущение реальности прекрасного одинаково сильно выражены в стихотворении.

– Объясните понятие «инверсия». Подумайте, какое настроение помогает выразить инверсия в стихотворении «Парус».

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: биография Лермонтова (по учебнику); ответить на вопросы 1–3 (с. 163).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь