Урок 15 итоговый урок по разделам I и II
Цели: проверить знания учащихся; учить выводить общие закономерности литературы.
Ход урока
I. Чтение домашних сочинений, их анализ, оценка (2–3 работы).
II. Составление таблицы «Литература XVIII века».
Основные черты классицизма
Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, единства науки и жизни |
Прославление Ломоносовым Петра I как идеального монарха за укрепление могущества государства Российского |
Ориентация на традиции античного искусства |
Ломоносов часто использует в одах античные образы, мифологические имена, сюжеты (Марс, Нептун). Державин создает вольное переложение оды древнеримского поэта Горация |
Рационализм – философская основа классицизма. Долг стоит над чувствами |
Ломоносов предпочитает изображать героев, их подвиги, а не чувства. Фонвизин считал: воспитание молодых дворян – долг родителей перед обществом |
Деление литературы на жанры высокие Прославление в высоких жанрах благородных деяний; в основе – исторические события; герои – государственные деятели, полководцы |
«Поэтическое искусство» Буало. Ломоносов призывает Елизавету заботиться о благе Отечества, покровительствовать наукам и просвещению. Герои Державина – вельможи, императрица, военачальники |
Стремление выделить в героях общие, «вечные» черты |
Положительные герои Фонвизина честны, справедливы, гуманны и т. д. |
Язык од величавый, торжественный |
Старославянские слова, усеченные формы прилагательных в одах Ломоносова, Державина |
Изображение в комедиях людей разных сословий |
В «Недоросле»: поместные дворяне, учителя, Тришка, Еремеевна и т. д. |
Язык комедий приближен к народному, разговорному |
«Не прогневайся, мой батюшка, что урод мой вас прозевал…» |
Окончание табл.
Люди – носители положительных или отрицательных качеств |
Правдин, Софья, Стародум воплощают справедливость, честь, достоинство; Митрофан, Скотинин – грубость, невежество |
Соблюдение правила «трех единств»; сюжет не осложнен побочными эпизодами |
Своеобразие русского классицизма
Интерес к настоящему и прошлому родной страны |
«Недоросль» – современная действительность второй половины XVIII в. |
Интерес к народной поэзии, использование народной речи |
Использование пословиц и поговорок в «Недоросле»: «Повинную голову меч не сечет», «Собака лает, ветер носит» |
Критика недостатков общества. Критическое отношение к помещикам-крепостникам |
Державин «Властителям и судиям». «Недоросль»: Простакова, Скотинин |
III. Письменная проверочная работа.
Дать развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Автор учебника по истории русской словесности В. Саводин (1812 г.) утверждал: «Слово о полку Игореве» – повесть или песнь о неудачном походе Олеговичей против половцев в 1185 г. Оно дает не только историю похода, но и широкую картину тогдашней русской жизни, освещенную глубоким и скорбным лиризмом».
– Какие сведения о «тогдашней русской жизни» может получить современный читатель «Слова»?
2. В критике сложилось мнение, что ода 1747 г. «На день восшествия…» «превращается в рассказ о судьбе России… Посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов развертывает перед ней целую программу полезной деятельности» (л. А. Дмитриев).
– Из чего состоит эта «программа»? На кого и на какие возможности рассчитана она? Обоснуйте ответ, используя текст.
3. Кого из героев «Недоросля» вы могли бы назвать «резонерами»? расскажите об одном из них подробнее.
4. Какие особенности комедии «Недоросль» дают основания рассматривать ее как классицистическую?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: начать подготовку к уроку по защите литературных газет.
Класс делится на группы, каждая из которых выбирает одного из поэтов (Жуковский, Рылеев, Баратынский, Давыдов), подбирает материал о нем, оформляет газету, готовится защищать ее.