Урок 148. УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧИСЛА ГЛАГОЛА И В ИЗМЕНЕНИИ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ

0
601
математика

Цели: развивать умение изменять глагол по числам; согласовывать имя существительное и глагол в числе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как изменился текст, когда вы поставили выделенные существительные во множественном числе? Прочитайте.

– Как изменились глаголы и прилагательные, с которыми связаны имена существительные?

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

Щёголь-щегол на берёзе щебечет.

Щурится, греясь на солнышке, кречет.

Щурка летает в гуще ветвей.

Щёлкает в роще певец-соловей.

Щиплет телёнок траву у реки…

Щедрые, добрые нынче деньки!

В. Лунин

– Прочитайте стихотворение. Кто такой щеголь? (Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек.)

– Кто догадался, какую букву мы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Мы будем писать букву щ, с нее начинается первое слово на каждой строке.)

– Наши цепочки будут состоять из прописной буквы щ и первых слогов глаголов, которые встречаются в стихотворении. Назовите эти слоги. (Щебечет – ще, щурится – щу, щёлкает – щёл, щиплет – щип.)

Щще щщу Щщёл Щщип Щще …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

IV. Упражнение в определении числа глаголов.

1. Работа над упражнением 551.

Дети записывают только те предложения, где есть глаголы, определяют число глаголов.

2. Чтение учителем загадок.

Учащиеся отгадывают загадки, находят в тексте глаголы, записывают их и определяют число. (Лучше всего использовать комментированное письмо.)

Желанный гость Она на белых камушках сидит.

С далёкого края Не подходите близко – закричит.

Под окном живет. (Наседка.)

(Ласточка.)

Коридоры всюду роют, Длинное ухо, комочек пуха,

А потом построят дом Прыгает ловко, грызет морковку.

И живут спокойно в нем. (Кролик.)

(Кроты.)

3. На доске записаны цепочки слов:

испаряет, опадает, заостряет, смотрят;

наполняет, горюют, утопают, накопают.

– Напишите цепочки, исключив из них лишние слова. Подчеркните орфограммы. Определите число глаголов.

4. На доске записаны предложения:

Жур..вли кружатся (над) рекой.

Ветер нырнул (в) п..хучую тр..ву.

Ежевика п..к..залась (из) ж..рной зел..ни.

Звёзды приветливо смотрят (на) землю.

– Прочитайте. Сгруппируйте предложения в зависимости от числа глаголов. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как узнать, в каком числе стоит глагол?

Домашнее задание. Упражнение 554.