Цели: развивать умение изменять глагол по числам; согласовывать имя существительное и глагол в числе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как изменился текст, когда вы поставили выделенные существительные во множественном числе? Прочитайте.
– Как изменились глаголы и прилагательные, с которыми связаны имена существительные?
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
Щёголь-щегол на берёзе щебечет.
Щурится, греясь на солнышке, кречет.
Щурка летает в гуще ветвей.
Щёлкает в роще певец-соловей.
Щиплет телёнок траву у реки…
Щедрые, добрые нынче деньки!
В. Лунин
– Прочитайте стихотворение. Кто такой щеголь? (Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек.)
– Кто догадался, какую букву мы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Мы будем писать букву щ, с нее начинается первое слово на каждой строке.)
– Наши цепочки будут состоять из прописной буквы щ и первых слогов глаголов, которые встречаются в стихотворении. Назовите эти слоги. (Щебечет – ще, щурится – щу, щёлкает – щёл, щиплет – щип.)
Щще щщу Щщёл Щщип Щще …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Упражнение в определении числа глаголов.
1. Работа над упражнением 551.
Дети записывают только те предложения, где есть глаголы, определяют число глаголов.
2. Чтение учителем загадок.
Учащиеся отгадывают загадки, находят в тексте глаголы, записывают их и определяют число. (Лучше всего использовать комментированное письмо.)
Желанный гость Она на белых камушках сидит.
С далёкого края Не подходите близко – закричит.
Под окном живет. (Наседка.)
(Ласточка.)
Коридоры всюду роют, Длинное ухо, комочек пуха,
А потом построят дом Прыгает ловко, грызет морковку.
И живут спокойно в нем. (Кролик.)
(Кроты.)
3. На доске записаны цепочки слов:
испаряет, опадает, заостряет, смотрят;
наполняет, горюют, утопают, накопают.
– Напишите цепочки, исключив из них лишние слова. Подчеркните орфограммы. Определите число глаголов.
4. На доске записаны предложения:
Жур..вли кружатся (над) рекой.
Ветер нырнул (в) п..хучую тр..ву.
Ежевика п..к..залась (из) ж..рной зел..ни.
Звёзды приветливо смотрят (на) землю.
– Прочитайте. Сгруппируйте предложения в зависимости от числа глаголов. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как узнать, в каком числе стоит глагол?
Домашнее задание. Упражнение 554.