Цели: познакомить учащихся с особенностями текста-рассуждения; развивать умение употреблять в тексте глаголы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие глаголы автор употребил в переносном смысле?
– С какой целью мы употребляем в предложении слова в переносном смысле? Приведите примеры.
III. Минутка чистописания.
На доске записана загадка:
Белые сапо..ки,
Зелёные сере..ки.
– Прочитайте загадку. Что это такое? (Берёза.)
– Какие слова вам помогли отгадать загадку?
– Кто догадался, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву ж – это пропущенная орфограмма данных в загадке слов: сапожки – сапожок, серёжки – серёжечки.)
– Букву ж мы будем писать в цепочке вместе с буквами, которые являются окончаниями данных существительных. Какие это буквы? (В существительном сапожки окончание , в существительном серёжки окончание тоже .)
Жижи Жижи …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Повторение изученного о повествовательном и описательном текстах.
– Сегодня мы продолжим работу над глаголами. Будем учиться употреблять глаголы в тексте. Какие тексты вы знаете? (Текст-повествование, в котором рассказывается о каком-либо случае, он отвечает на вопрос что случилось?, текст-описание, который отвечает на вопрос какой?)
– Определите, какой это текст:
Потемнело небо. Побежали грозовые тучи. Ударили по листьям крупные капли дождя. На дорожках появились лужи. Выглянуло солнце. На ветках повисли капли дождя. Прошла летняя гроза.
Учащиеся с комментированием записывают текст под диктовку.
– Найдите в тексте глаголы и подчеркните их.
– Какие глаголы имеют приставки? Обозначьте приставки.
V. Наблюдение над особенностями текста-рассуждения и составление такого текста.
1. Слово учителя.
– Кроме текста-повествования и текста-описания есть еще текст-рассуждение.
2. Чтение сведений по языку, с. 77.
3. Работа над упражнением 542.
4. Сопоставление текста-рассуждения с другими текстами.
Учитель читает начало нескольких текстов, а ученики определяют, какой это текст, отстаивают свое мнение.
1) Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд …
2) Мне нравится наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зелёненькие …
3) Почему нашего щенка зовут Шарик? Потому что издалека он кажется пушистым шаром…
5. Продолжение текста-рассуждения. (упр. 544.)
6. Составление текста-рассуждения.
– Давайте составим текст-рассуждение, который можно будет рассказать маленьким детям. Назовем мы наш текст так: «Почему зверям весело» – и отправим их путешествовать по морю на лодочке, сделанной из старой шляпы.
Примерный текст:
Плывет по морю лодочка, сделанная из старой шляпы. А почему всем зверям в ней очень весело?
Да потому, что в ней плывут друзья. Они выехали на прогулку. А когда они вместе, то любят повеселиться.
VI. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что вы знаете о тексте-рассуждении?
Домашнее задание. Упражнение 545.