Цель: познакомить учащихся с употреблением одного и того же глагола в разных значениях, когда смысл слова уточняется в предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– В каких словах орфограммы можно проверить?
– Какой синоним к слову очутился вы подобрали?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: п..льто, с..поги, к..ртина, к..р..ндаш.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные неодушевленные, отвечают на вопрос что? Во всех словах пропущена орфограмма – непроверяемая безударная гласная а, значит, слова словарные.)
– Какое слово здесь лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – пальто, оно двусложное. Остальные слова – трехсложные. 2) Лишнее слово – карандаш, в нем нужно запомнить правописание двух орфограмм. 3) Лишнее слово – сапоги, оно стоит во множественном числе. Остальные – существительные в форме единственного числа.)
– Сегодня мы составим цепочку букв из орфограмм данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (Во всех словах орфограмма – буква а, в слове пальто – ь, в слове сапоги – о, в слове карандаш – ш. Значит, мы напишем цепочку из четырех букв: а, ь, о, ш.)
аьош аоьш аошь ьаош …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Во всех цепочках только мягкий знак меняет свое местоположение.)
IV. Упражнение в употреблении одних и тех же глаголов в разных значениях.
1. Работа над упражнением 538.
Чтение сведений по языку, с. 75.
2. На доске записано стихотворение:
Кто что мелет?
Мельники мелют зерно жерновами,
Перец в горошинах мелем мы сами.
Но одного мы никак не поймем,
Что это мелет болтун языком?
– Так кто же что мелет? Объясните.
– Как вы понимаете выражение «молоть языком»? Подберите к нему глаголы, близкие по значению. (Болтать попусту – пустословить, говорить пустые слова.)
3. Работа над упражнением 539.
4. На доске запись:
(Костры, щёки) горят. (Ребёнок, речка) спит. (Морозы, кузнечики) трещат. (Молоко, жизнь) кипит. (Весна, ученик) спешит. (Радость, хор) поёт. (Лицо, пламя) пылает.
– К данному глаголу выберите имя существительное так, чтобы глагол был употреблен в переносном смысле.
– Объясните, что означают получившиеся выражения.
5. Самостоятельная работа. (упр. 540.)
V. Итог урока.
– С чем познакомились сегодня на уроке?
– Где можно уточнить смысл одного и того же слова?
Домашнее задание. Упражнение 541.