Урок 145. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ГЛАГОЛА В РАЗНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ

0
425
информатика

Цель: познакомить учащихся с употреблением одного и того же глагола в разных значениях, когда смысл слова уточняется в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– В каких словах орфограммы можно проверить?

– Какой синоним к слову очутился вы подобрали?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: п..льто, с..поги, к..ртина, к..р..ндаш.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные неодушевленные, отвечают на вопрос что? Во всех словах пропущена орфограмма – непроверяемая безударная гласная а, значит, слова словарные.)

– Какое слово здесь лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – пальто, оно двусложное. Остальные слова – трехсложные. 2) Лишнее слово – карандаш, в нем нужно запомнить правописание двух орфограмм. 3) Лишнее слово – сапоги, оно стоит во множественном числе. Остальные – существительные в форме единственного числа.)

– Сегодня мы составим цепочку букв из орфограмм данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (Во всех словах орфограмма – буква а, в слове пальтоь, в слове сапогио, в слове карандашш. Значит, мы напишем цепочку из четырех букв: а, ь, о, ш.)

аьош аоьш аошь ьаош …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Во всех цепочках только мягкий знак меняет свое местоположение.)

IV. Упражнение в употреблении одних и тех же глаголов в разных значениях.

1. Работа над упражнением 538.

Чтение сведений по языку, с. 75.

2. На доске записано стихотворение:

Кто что мелет?

Мельники мелют зерно жерновами,

Перец в горошинах мелем мы сами.

Но одного мы никак не поймем,

Что это мелет болтун языком?

– Так кто же что мелет? Объясните.

– Как вы понимаете выражение «молоть языком»? Подберите к нему глаголы, близкие по значению. (Болтать попусту – пустословить, говорить пустые слова.)

3. Работа над упражнением 539.

4. На доске запись:

(Костры, щёки) горят. (Ребёнок, речка) спит. (Морозы, кузнечики) трещат. (Молоко, жизнь) кипит. (Весна, ученик) спешит. (Радость, хор) поёт. (Лицо, пламя) пылает.

– К данному глаголу выберите имя существительное так, чтобы глагол был употреблен в переносном смысле.

– Объясните, что означают получившиеся выражения.

5. Самостоятельная работа. (упр. 540.)

V. Итог урока.

– С чем познакомились сегодня на уроке?

– Где можно уточнить смысл одного и того же слова?

Домашнее задание. Упражнение 541.