Урок 141. Различение частицы не и приставки не-

0
321
литература

Урок 141. Различение частицы не и приставки не-

Цели: закрепить знания учеников о частице не и приставке не-; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение уп­ ражнений, словарная и орфоэпическая работа.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 392).

II . Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

Расскажите о функциях частицы ни.

Как отличить частицу ни от составного союза ни – ни?

2. Упражнение 391: устный разбор.

III . Изучение темы «Различение частицы не и приставки не-»

1. Слово учителя.

Все, о чем говорится в параграфе о правописании частицы не и приставки не- вы уже знаете. Теперь важно потренироваться на конкретных примерах различать эти частицу и приставку. Легкой задача кажется лишь на первый взгляд.

Обратимся к басням И.А. Крылова.

2. Запись под диктовку на доске и в тетрадях, разбор предло жений.

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам.

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут.

Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все уче­ ные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Так делать нечего: пришло писать указ, чтоб виноватую пре­ дать позорной казни.

Комментарий. В первом предложении старая форма глагола, она пишется с приставкой не-, во втором – глагол с тем же корнем, но он пишется с отрицательной частицей не раздельно. В третьем предложении личное местоимение в косвенном падеже пишется с отрицательной частицей не раздельно. Так же пишется не с гла­ голом в четвертом предложении. В пятом примере перед нами при­ ставка, а в шестом (невежда) не- является частью корня. Наконец, в седьмом предложении – случай слитного написания не- с место­ имением, в данном случае не- – приставка.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 393: выразительное чтение (можно включить аудиозапись песни), комментированное письмо.

Упражнение 394: самостоятельная работа.

V . Словарная и орфоэпическая работа

– Запишите слова, помещенные в рамках на с. 172, 178, 180,
181, в словарики; поставьте ударение, составьте предложения
с частицами.

Старательно, карикатура, сатира, недосягаемый, вы правы, они правы, она права.

Домашнее задание 1- § 68.

2. Упражнение 395: письменно.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь