Урок 152. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

0
553

Урок 152. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Цели: показать, какие знаки препинания используются при междо­ метиях; дать представление об особенностях написания междометий.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите цель высказывания, определите части речи.

Что выражается с помощью междометия?

Ах да (не)ужели вы (не)зна…те чтосс.одня оружейник Про­ сперо и г…мнаст Тибул повели народ что(бы) взять штурмом Дво­ рец Трех Толстяков (Ю. Олеша.)

Комментарий. Ах, да неужели вы не знаете, что сегодня ору­ жейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом Дворец Трех Толстяков?

Особое внимание надо уделить служебным частям речи и меж­ дометию. Междометие выражает тревогу, нетерпение, удивление.

II. Проверка домашнего задания

Рассказать о междометии как особой части речи.

Упражнение 416: проверка по цепочке.

В это время двое учеников выполняют на доске морфологиче­ ский и синтаксический разбор.

Комментарий. Междометия употреблены в значениях:

существительного-дополнения (1-е предложение);

глагола-сказуемого (2-е предложение);

однородных существительных-подлежащих (3-е предложе­ ние);

существительного-обстоятельства (4-е предложение).

В последних двух предложениях междометия выступают само­ стоятельно, не являются членами предложений.

III . Изучение темы «Дефис в междометиях. Знаки
препинания при междометиях». Слово учителя

Правила правописания междометий и знаков препинания при них довольно просты:

1) Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис: Ой-ой-ой! Тьфу-тьфу-тьфу! Ах-ах!

2) Междометия выделяются запятой или восклицательным зна­ ком: Эх, дубинушка, ухнем!

Как обычно, если вы правильно определите часть речи и ее роль в предложении, то трудностей в постановке знаков препина­ ния не будет.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 417: комментированное письмо.

Упражнение 418: выразительное чтение, объяснение орфо­ грамм и пунктограмм, записывание двух-трех предложений с междо­ метиями; морфологический разбор слова – на доске и в тетрадях.

Домашнее задание 1- § 71.

2. Упражнение 420 (подготовить исполнение диалогов по ролям).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь