Урок 151. Междометие как часть речи

0
451

МЕЖДОМЕТИЕ Урок 151. Междометие как часть речи

Цели: дать понятие о междометии как особой части речи; по­ казать грамматические признаки и роль междометий.

Методические приемы: подготовленный диктант, самопро­ верка, объяснения учителя, составление плана, элементы сопоста­ вительного анализа, выполнение упражнений.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Упражнение 414: запись под диктовку песни В. Высоцкого (можно прослушать песню в записи); самопроверка по тексту, за­ писанному на доске.

П. Изучение темы «Междометие как часть речи»

1. Слово учителя.

Междометие стоит особняком среди других частей речи. Оно не относится ни к самостоятельным, ни к служебным, не являет­ся членом предложения. Зато междометия легко «маскируются», принимают на себя роль других частей речи и тогда становятся членами предложений.

Роль междометий – выражение чувств, настроений, побужде­ ний: Ах! Увы! Кошмар! Вон! Бац! и т. д. Выражая, они не называют чувства и настроения.

Понятно, что большое значение в ситуации общения имеет ин­ тонация. Одно и то же междометие, например, Ах! может выражать восторг, удивление, страх, восхищение, испуг и т. д.

Попробуем произнести это междометие с разными интона­ циями.

Если вы заметили, в начале урока мы уже встретили междометие в песне Владимира Семеновича Высоцкого:

Если парень в горах не ах…

Вы заметили, что слово ах не выражает чувство, а «прикиды­вается» самостоятельной частью речи. Какой же частью речи при­ творилось междометие?

Попробуем поставить вопрос: парень какой? не ах. Подберем синонимы: парень не смелый, не надежный, не мужественный, а трусливый, неуверенный паникер.

Значит, междометие выступает в значении прилагательного, в роли определения.

Ознакомимся с междометием подробнее.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ ника .-§ 70, с. 186.

Задание: составить тезисный план параграфа.

3. Обсуждение плана.
Примерный план:

Междометия – слова, выражающие чувства, настроения, побуждения.

Междометия бывают производные и непроизводные.

Междометия не изменяются, не являются членами пред­ ложений, могут употребляться в значении других частей речи.

Междометия употребляются в устной речи.

III . Выполнение упражнений

Упражнение 415: устный разбор, письменное выполнение.

Комментарий. Шестое предложение не содержит междоме­ тий. Домашнее задание

§ 70.

Упражнение 416.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь