Тема коллективной композиции «Подводный мир».
Принцип организации коллективной композиции: последовательная работа от дальнего плана к ближнему.
Форма организации коллективной деятельности: комбинированная – совместно-взаимодействующая и совместно-индивидуальная.
Вид занятий: конструктивное строение: объемное изображение фигур морской фауны и флоры.
Цели и задачи: знакомство с работой художника-строителя -Мастером Постройки; с конструктивным строением предметов и созданий окружающего мира (созданных природой или человеком), с многообразием конструктивных форм в природе; дать представление о связи красоты и пользы, гармонии и целесообразности конструкции; овладение выразительными возможностями художественных материалов (бумаги, гуаши); формирование навыков конструирования; развитие эмоционального, эстетического, образного восприятия, творческих способностей.
Оборудование урока: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, игла, большой лист (А2-А1).
Зрительный ряд: слайды и фотографии конструктивных форм в природе (домики моллюсков, улиток, ручейников, черепах, соты пчел, яйцо, головка мака или стручок гороха и многое другое). Слайды архитектурных композиций.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Природа создала много построек, похожих на домики. Одни из них очень простые по форме, другие сложные и даже замысловатые (см. рис. на с. 63). Например, коробочка мака. Она тонкая и хрупкая.
Стручок гороха состоит из двух вытянутых створок.
В коробочке хлопка несколько округлых створок. Когда хлопок созревает, створки раскрываются.
Улитка носит на себе свой домик-завиток, морские раковины тоже необычны по форме.
Форма этой ракушки подсказала Мастеру Постройки придумать сказочный дворец.
Это морские раковины. Их форма проста, но тоже очень красива. Одна из них похожа на веер, другие раковины – на волшебные чашки.
Мастер Постройки решил, что дом похожий на соты, может быть красивым и удобным.
Давайте отправимся в путешествие в море. Там мы увидим крабиков и черепах, множество водорослей, медуз-зонтиков, рыбок с длинными хвостами, похожими на покрывала.
Учитель обобщает и дополняет знания учащихся об обитателях подводного мира, особое внимание обращая на пластические формы его обитателей. Так как ученики должны будут изобразить обитателей моря в технике конструирования из бумаги, то преподавателю можно сравнить природные формы с простыми геометрическими фигурами: цилиндр, конус, треугольник, круг, шар, призма и т. п.
Учитель демонстрирует приемы работы с бумагой и ножницами, с помощью которых можно не столько добиться максимального сходства с природной формой фауны, сколько успешно передавать характер обитателей моря.
III. Работа над заданием. Коллективная композиция.
Для создания коллективной объемно-пространственной композиции учащиеся класса делятся на 2 группы: флора и фауна подводного мира. Учащиеся первой группы (1/4 класса), выполняющие фон для общей работы, подразделяются на две малые группы, так как одни изображают воду, морское дно непосредственно на большом листе, а другие вырезают силуэты водорослей из цветной бумаги.
Школьники второй группы также подразделяются на две группы – знатоков рыб, медуз, осьминогов, крабов – и выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим карточкам.)
– Попробуем сделать морских жителей из бумаги.
Этапы выполнения задания:
1) Начнем с водорослей. Как сделать водоросль-спираль?
– На кружочке белой бумаги нарисовать линию-спираль, похожую на завиток;
– разрезать бумагу по линии;
– взять разрезанную бумагу за середину. Водоросль упадет вниз пружинкой.
2) Как сделать водоросль-деревце, кустик?
– Надрезать бумагу «лапшой»;
– полосочки по краю закрутить;
– свернуть в трубочку весь лист и закрепить клеем край;
– чтобы водоросль-кустик стояла на плоскости, надрезать нижнюю часть в нескольких местах. Получившиеся ножки намазать клеем, соединить с плоскостью.
3) Теперь сделаем рыбку.
– Сложить пополам вытянутый вдоль лист бумаги. Сгиб бумаги будет сгибом спинки рыбки. Изобразить на этом листе внизу изогнутую линию;
– вырезать по этой линии форму рыбки;
– надрезать хвост рыбки и плавники;
– на сгибе спинки сделать надрезы «елочкой» и поднять их. Они похожи на острые плавники?
4) Делаем медуз и черепах.
– Бумажный круг надрезать до середины;
– получившиеся части наложить друг на друга, образовав конус, и склеить. Эта форма напоминает туловище медузы и черепахи;
-из тонких палочек сделать щупальца. Для этого полоски надо закрутить или сложить гармошкой, приклеить их к туловищу медузы;
Как сделать черепаху – придумайте сами.
5) Из готовых заготовок составляем, собираем коллективную пространственную композицию «Подводный мир» (за 10 минут до конца урока).
Коллективная композиция «Подводный мир». Бумага 66
– К классной доске прикрепить фон;
– к створкам классной распашной доски прикрепить горизонтально 2-3 шнура;
– на горизонтальные шнуры с помощью тонких нитей подвесить силуэты водорослей, рыбы, фигуры осьминогов, крабов, медуз и других обитателей моря.
Примечание. Если нет возможности подвесить изображения обитателей моря к створкам доски, то их прикрепляют клеем к фону коллективного панно. Можно из объемных фигур морской фауны сделать «мобиль», подвесить его на 3 тонкие рейки, скрепленные в виде треугольника.
Коллективная композиция «Подводный мир». Бумага
IV. Итоги урока.
Анализ общих ошибок. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: наблюдение объемных конструкций в жизни.