Урок 14 Тема: «ПОДВОДНЫЙ МИР». ПОСТРОЙКА И РЕАЛЬНОСТЬ

0
980
карта мира

Тема коллективной композиции «Подводный мир».

Принцип организации коллективной композиции: последо­вательная работа от дальнего плана к ближнему.

Форма организации коллективной деятельности: комбини­рованная – совместно-взаимодействующая и совместно-индивиду­альная.

Вид занятий: конструктивное строение: объемное изображе­ние фигур морской фауны и флоры.

Цели и задачи: знакомство с работой художника-строителя -Мастером Постройки; с конструктивным строением предметов и созданий окружающего мира (созданных природой или человеком), с многообразием конструктивных форм в природе; дать представ­ление о связи красоты и пользы, гармонии и целесообразности кон­струкции; овладение выразительными возможностями художест­венных материалов (бумаги, гуаши); формирование навыков конструирования; развитие эмоционального, эстетического, образ­ного восприятия, творческих способностей.

Оборудование урока: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, игла, большой лист (А2-А1).

Зрительный ряд: слайды и фотографии конструктивных форм в природе (домики моллюсков, улиток, ручейников, черепах, соты пчел, яйцо, головка мака или стручок гороха и многое дру­гое). Слайды архитектурных композиций.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Природа создала много построек, похожих на домики. Одни из них очень простые по форме, другие сложные и даже замыслова­тые (см. рис. на с. 63). Например, коробочка мака. Она тонкая и хрупкая.

Стручок гороха состоит из двух вытянутых створок.

В коробочке хлопка несколько округлых створок. Когда хлопок созревает, створки раскрываются.

Улитка носит на себе свой домик-завиток, морские раковины тоже необычны по форме.

Форма этой ракушки подсказала Мастеру Постройки приду­мать сказочный дворец.

Это морские раковины. Их форма проста, но тоже очень краси­ва. Одна из них похожа на веер, другие раковины – на волшебные чашки.

Мастер Постройки решил, что дом похожий на соты, может быть красивым и удобным.

Давайте отправимся в путешествие в море. Там мы увидим крабиков и черепах, множество водорослей, медуз-зонтиков, рыбок с длинными хвостами, похожими на покрывала.

Учитель обобщает и дополняет знания учащихся об обитателях подводного мира, особое внимание обращая на пластические фор­мы его обитателей. Так как ученики должны будут изобразить оби­тателей моря в технике конструирования из бумаги, то преподава­телю можно сравнить природные формы с простыми геометрическими фигурами: цилиндр, конус, треугольник, круг, шар, призма и т. п.

Учитель демонстрирует приемы работы с бумагой и ножница­ми, с помощью которых можно не столько добиться максимального сходства с природной формой фауны, сколько успешно передавать характер обитателей моря.

III. Работа над заданием. Коллективная композиция.

Для создания коллективной объемно-пространственной компо­зиции учащиеся класса делятся на 2 группы: флора и фауна под­водного мира. Учащиеся первой группы (1/4 класса), выполняющие фон для общей работы, подразделяются на две малые группы, так как одни изображают воду, морское дно непосредственно на боль­шом листе, а другие вырезают силуэты водорослей из цветной бу­маги.

Школьники второй группы также подразделяются на две груп­пы – знатоков рыб, медуз, осьминогов, крабов – и выполняют объ­емные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим карточкам.)

– Попробуем сделать морских жителей из бумаги.

Этапы выполнения задания:

1) Начнем с водорослей. Как сделать водоросль-спираль?

– На кружочке белой бумаги нарисовать линию-спираль, похо­жую на завиток;

– разрезать бумагу по линии;

– взять разрезанную бумагу за середину. Водоросль упадет вниз пружинкой.

2) Как сделать водоросль-деревце, кустик?

– Надрезать бумагу «лапшой»;

– полосочки по краю закрутить;

– свернуть в трубочку весь лист и закрепить клеем край;

– чтобы водоросль-кустик стояла на плоскости, надрезать ниж­нюю часть в нескольких местах. Получившиеся ножки намазать клеем, соединить с плоскостью.

3) Теперь сделаем рыбку.

– Сложить пополам вытянутый вдоль лист бумаги. Сгиб бумаги будет сгибом спинки рыбки. Изобразить на этом листе внизу изо­гнутую линию;

– вырезать по этой линии форму рыбки;

– надрезать хвост рыбки и плавники;

– на сгибе спинки сделать надрезы «елочкой» и поднять их. Они похожи на острые плавники?

4) Делаем медуз и черепах.

– Бумажный круг надрезать до середины;

– получившиеся части наложить друг на друга, образовав конус, и склеить. Эта форма напоминает туловище медузы и черепахи;

-из тонких палочек сделать щупальца. Для этого полоски надо закрутить или сложить гармошкой, приклеить их к туловищу медузы;

Как сделать черепаху – придумайте сами.

5) Из готовых заготовок составляем, собираем коллективную пространственную композицию «Подводный мир» (за 10 минут до конца урока).

Коллективная композиция «Подводный мир». Бумага 66

– К классной доске прикрепить фон;

– к створкам классной распашной доски прикрепить горизон­тально 2-3 шнура;

– на горизонтальные шнуры с помощью тонких нитей подве­сить силуэты водорослей, рыбы, фигуры осьминогов, крабов, медуз и других обитателей моря.

Примечание. Если нет возможности подвесить изображения обитателей моря к створкам доски, то их прикрепляют клеем к фону коллективного панно. Можно из объемных фигур морской фауны сделать «мобиль», подвесить его на 3 тонкие рейки, скрепленные в виде треугольника.

Коллективная композиция «Подводный мир». Бумага

IV. Итоги урока.

Анализ общих ошибок. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: наблюдение объемных конструкций в жизни.