Цели: ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства – жостовскими подносами; развивать умение выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов; воспитывать умение восхищаться красотой вокруг нас; расширить представления о прекрасном; пробуждать чувство гордости за труд народных умельцев.
Оборудование:
Изобразительный ряд: образцы произведений народного декоративно-прикладного искусства – жостовские подносы; образец педагогического рисунка «Сказочный букет» (карандаш, гуашь).
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы выполним декоративный рисунок на цветной бумаге на тему «Сказочный букет».
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Среди многообразных форм русского народного декоративного искусства издавна бытует искусство лаков.
Какие народные промыслы называют русскими художественными лаками?
Русскими художественными лаками называют небольшие изделия из папье-маше с миниатюрной росписью. К лакам относятся и живописно оформленные железные расписные лакированные подносы с изображением ярких букетов садовых или полевых цветов и натюрмортов из фруктов и ягод. Подносы расписывают в Жостове и Нижнем Тагиле.
IV. Введение в тему урока.
Слово учителя. Сокровища лаковой живописи воплощают в цвете и форме национальную самобытность русской культуры. Декоративная роспись подносов в Подмосковье стала развиваться в начале XIX века. Подносы изготовляли в нескольких деревнях – Жостове, Троицком и Новосильцеве. На жостовскую роспись повлияли многие народные промыслы. Это и уральская роспись, и федоскинская лаковая живопись, а также роспись по фарфору. Жостовская роспись восприняла от уральского промысла декоративность цветовых решений, от лаковой живописи и росписи фарфора – тщательность проработки объема. Название «золотая хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области.
В первые десятилетия своей работы жостовские мастера пережили увлечение сюжетной росписью. Это произошло потому, что мастерами нового промысла стали выходцы из Федоскина, занимавшиеся живописью на лаковых шкатулках. Отсюда «перешли» на подносы сюжеты «троек», «чаепитий» и других сцен из народной жизни.
Однако орнаментальная роспись победила и стала главной темой украшения подносов. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи, так как их изображение соответствовало самой системе декоративного письма. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Композиция букета всякий раз исполняется импровизированно. Мастер-живописец наносит крупными мазками главные цветовые пятна будущей композиции. По ходу работы он связывает изображения цветов, плодов ветками и листьями. Роспись выполняется с использованием фона разного цвета. Но чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. Делают это путем постепенной проработки формы, переходом от темного тона к более светлым. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие садовые и полевые цветы. Вместе с тем тщательная живописная проработка не создает иллюзии натурального изображения. Букет сохраняет меру декоративной условности и привязанности к плоскости подноса. Виртуозное владение кистью и приемами письма позволяет мастерам Жостова легко добиваться различных декоративных эффектов. Захват кистью двух-трех цветов краски, прокладка мазка по сырому слою создают живописность цветовых решений, которые в бесконечных вариантах проявляются на подносах, превращая их в произведения декоративно-прикладного искусства.
Диапазон художественных решений в жостовских подносах кажется безграничным. Мастера выполняют роспись в пестрой гамме, напоминающей переливы красок в осеннем пейзаже. Иногда, наоборот, разыгрывают на черном фоне почти бесцветную тональность букета белых роз. Каждый раз по-новому используют цветной фон, на котором букет превращается в ажурное силуэтное изображение.
В уникальных работах цветовая гамма росписи обогащается вставками перламутровых пластин, изображением птиц. Для завершения композиций по краю поля или на пластично развернутых бортах подносов выполняют «золотой» орнамент, графический рисунок которого подчеркивает живописность росписи.
Традиционное искусство Жостова и Нижнего Тагила вдохновляет народных мастеров в других регионах России пробовать свои силы в декоративной росписи подносов. На основе осмысления местной народной культуры такие попытки предприняты в Красноярске, Кемерове. В этих пробах ведется поиск самобытных мотивов росписи, применяются современные материалы для изготовления самих подносов (алюминий вместо железа), используются цветные прозрачные лаки, дающие своеобразный эффект взаимодействия росписи с металлом.
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Рассмотрим произведения знаменитых жостовских мастеров. Восхитительны лаки тончайшими нюансами сложнейшей техники исполнения, чистотой и искренностью цвета! От поколения к поколению передаются нравственно-эстетические ценности, воплощенные в лаковых изделиях теплом и добротой рук мастера-творца, силой его духа и вдохновением!
Определим и назовем полевые и садовые цветы в работах народных мастеров.
Каким цветам уделяется самое большое внимание?
Обратите внимание на то, что в композиции букета главными и самыми крупными цветами являются роза, мак, шиповник, георгин, астра, тюльпан.
А какие цветы являются более мелкими?
Более мелкие цветы – колокольчик садовый, ромашка полевая,
василек.
В чем их роль в композиции букета?
Верно, они оттеняют крупные цветы и вносят равновесие в букет.
Посмотрите, как выглядят живые цветы, которые любят изображать жостовские мастера. Обратите внимание на разницу между декоративным и живым цветком. В чем она заключается?
Верно, в декоративном цветке более интересная форма, ведь этот цветок стилизованный.
Кроме этого, какие еще есть различия между декоративным и живым цветком?
Верно, у декоративных цветов более приукрашенная, условная рас-цветка.
Какие цвета использовали мастера для росписи этих подносов?
Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, «звучность» которых подчеркивается черным лаковым фоном.
VI. Работа над новым материалом.
Учитель. Работу выполним на цветном фоне.
1. Для начала мы должны бумаге придать форму круга. Для этого положите шаблоны на изнанку листа цветной бумаги. Проверьте, правильно ли вы расположили шаблон на листе, ведь бумагу надо экономить.
2. Обведите по контуру шаблон карандашом, вырежьте круг. Получилась основа для эскиза подноса.
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
– Вы будете кистью сразу выполнять цветы, поэтому заранее продумайте композицию своего букета.
Начинать работу надо с крупных цветов, а после изображать мелкие, добиваясь равновесия в композиции (см. Приложение).
1. Выполню в центре королеву всех цветов – розу, для этого намечу круг в середине подноса.
2. Дополнят композицию более мелкие цветы – ромашки и колокольчики. Эти цветы изображаю около розы.
3. Выполню еще более мелкие цветы и листики, они как бы прячутся в глубине букета.
4. Выполним тонкой кистью мелкие детали и обводку – контур некоторых цветов, затем украсим поднос тонкой «золотой каймой», идущей вдоль его края. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните самостоятельно эскиз росписи подноса. Можно выполнить традиционный букет, а можно украсить поднос и натюрмортом из фруктов, выполнить венки, мелкие букетики.
IX. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются декоративностью и оригинальностью.
2. Обобщение изученного материала.
С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?
Кто запомнил отличительные особенности Жостова?
Какие цветы в основном выполняют на подносах жостовские
мастера?