Урок 14 А. С. ПУШКИН. РОМАН «ДУБРОВСКИЙ» (продолжение)

0
809
числа

Урок 14 А. С. Пушкин. Роман «Дубровский» (продолжение)

Цели: продолжить работу над романом; раскрыть понятия «сюжет» и «композиция»; учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Рассматривание иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 96 учебника).

– Какой момент запечатлен на иллюстрации?

– Озаглавьте иллюстрацию строчками из романа.

– Какие чувства и переживания героев изобразил художник?

– Перескажите этот эпизод романа.

2. Слово учителя, анализ VIII–XI глав.

– Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности или ее с нарушением.

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов называется композицией.

Запись в тетрадь.

3. Чтение статьи учебника «Композиция» (с. 155).

– Какова же композиция VIII–XI глав? Составьте план основных событий в той последовательности, в какой они описаны в романе.

– Восстановите истинный ход событий. С какой целью, по-вашему,
А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

Сюжет (фр. sujet – «предмет, содержание») – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Запись в тетрадь.

4. Просмотр фрагмента «Увеселения русского барина» (из кинофильма «Дубровский»).

5. Инсценировка «Обед в Покровском» (гл. IV).

Подготовленная группа учащихся представляет индивидуальные задания.

6. Художественные пересказы.

Пересказ учащимися:

1) рассказа Анны Савишны Глобовой (с. 107–108).

2) диалога Антона Пафнутьевича Спицына с Кирилой Петровичем Троекуровым.

– Почему никто из гостей Троекурова не узнал Дубровского?

– Почему А. П. Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем?

Просмотр фрагмента «Пробуждение Антона Пафнутьевича».

7. Анализ X–XII глав романа.

– Расскажите, как Дубровский стал Дефоржем.

– Какие качества характера Дубровского проявились во время пребывания его в Покровском?

– Почему Пушкин нарушил последовательность изложения событий?

– Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и почему он отказался от своей мести?

8. Анализ заключительных глав.

– Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чем их различие?

– Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился ее судьбой?

Близкий к тексту пересказ эпизода с кольцом (гл. XVII).

– Как вели себя Митя и Саша во время допроса?

– Почему Троекуров и исправник отпустили Митю, и какие последствия имело это обстоятельство?

– Как складывались отношения Марии Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?

Рассматривание иллюстрации художника Лансере (с. 145).

9. Анализ XIX главы.

– Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими деталями текста он опровергает свое определение?

– Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Рассматривание иллюстрации Шмаринова «Дубровский»
(с. 149).

10. Выставка иллюстраций А. Бахомова (1936) и Б. Боймы
(1948).

Обратить внимание учащихся на своеобразие этих рисунков.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению; начать подготовку к сочинению по одному из изученных произведений
А. С. Пушкина.