Цель: обобщить полученные знания об имени прилагательном, об изученных орфограммах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Дети читают тексты, которые они составили по наблюдениям «Весна в природе».
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: заяц, месяц, язык.
– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена существительные в форме единственного числа. Во всех словах орфограмма – буква я, правописание которой нужно запомнить.)
– Найдите лишнее слово. (1) Лишнее слово – заяц, это одушевленное существительное, отвечает на вопрос кто? Остальные существительные неодушевленные, отвечают на вопрос что? 2) Лишнее слово – месяц, в нем буква я обозначает один звук [a]. В остальных словах буква я обозначает два звука [й,а]. 3) Лишнее слово – язык, оно начинается с гласной буквы. Все остальные слова – с согласной.)
– Посчитайте, сколько звуков в словах. (Во всех словах пять звуков.)
– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать цепочку, в которую войдут буквы: 1) буква-орфограмма данных слов и 2) буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Какие буквы мы будем сегодня писать? (Букву я – орфограмму всех слов, буквы м, с, они обозначают мягкие согласные звуки в слове месяц.)
мяся сямя мяся сямя …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Обобщение об имени прилагательном.
– Что вы знаете об имени прилагательном?
Рассказ учеников по вопросам упражнения 519.
– Составьте свое предложение, употребив имя прилагательное.
– С какой целью вы употребили имя прилагательное?
Запись предложения под диктовку:
На колючей ежевике повисли чёрные ягодки.
– Разберите предложение по членам. Обозначьте род и число имен прилагательных. Подчеркните орфограммы.
V. Контрольное списывание с заданием.
Чтение учителем текста:
П..л..тел по лесу комарик, устал, зах..тел пить. Увидел он цв..ток. У цв..тка ст..белёк з..лёный, наверху – мален..кие белен..кие колокол..чики, вн..зу – крупные багровые реснич..ки. На них бл..стят светлые капел..ки в..ды.
Сел комарик на листочек, опустил нос в капельку. Реснички зашевелились, потянулись, схватили комарика. Закрылся круглый листочек. А когда опять открылся, выпала на землю пустая комариная шкурка. Цветок выпил всю комариную кровь.
Этот страшный хищный цветок называется росянка. Он ловит маленьких насекомых и ест их.
(На доску выносится только первая часть этого текста с пропущенными орфограммами.)
– Как можно озаглавить этот текст? (Росянка. Страшный цветок. Хищный цветок…)
– Какой это текст – описание или повествование?
– В какой части текста дано описание?
– Спишите первую часть текста. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, выделите окончания.
– Разберите прилагательные страшный, маленькие, комариная по составу.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 517.