Урок 139. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ С ЗАДАНИЕМ

0
497
физика

Цель: обобщить полученные знания об имени прилагательном, об изученных орфограммах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети читают тексты, которые они составили по наблюдениям «Весна в природе».

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: заяц, месяц, язык.

– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена существительные в форме единственного числа. Во всех словах орфограмма – буква я, правописание которой нужно запомнить.)

– Найдите лишнее слово. (1) Лишнее слово – заяц, это одушевленное существительное, отвечает на вопрос кто? Остальные существительные неодушевленные, отвечают на вопрос что? 2) Лишнее слово – месяц, в нем буква я обозначает один звук [a]. В остальных словах буква я обозначает два звука [й,а]. 3) Лишнее слово – язык, оно начинается с гласной буквы. Все остальные слова – с согласной.)

– Посчитайте, сколько звуков в словах. (Во всех словах пять звуков.)

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать цепочку, в которую войдут буквы: 1) буква-орфограмма данных слов и 2) буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Какие буквы мы будем сегодня писать? (Букву я – орфограмму всех слов, буквы м, с, они обозначают мягкие согласные звуки в слове месяц.)

мяся сямя мяся сямя …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Обобщение об имени прилагательном.

– Что вы знаете об имени прилагательном?

Рассказ учеников по вопросам упражнения 519.

– Составьте свое предложение, употребив имя прилагательное.

– С какой целью вы употребили имя прилагательное?

Запись предложения под диктовку:

На колючей ежевике повисли чёрные ягодки.

– Разберите предложение по членам. Обозначьте род и число имен прилагательных. Подчеркните орфограммы.

V. Контрольное списывание с заданием.

Чтение учителем текста:

П..л..тел по лесу комарик, устал, зах..тел пить. Увидел он цв..ток. У цв..тка ст..белёк з..лёный, наверху – мален..кие белен..кие колокол..чики, вн..зу – крупные багровые реснич..ки. На них бл..стят светлые капел..ки в..ды.

Сел комарик на листочек, опустил нос в капельку. Реснички зашевелились, потянулись, схватили комарика. Закрылся круглый листочек. А когда опять открылся, выпала на землю пустая комариная шкурка. Цветок выпил всю комариную кровь.

Этот страшный хищный цветок называется росянка. Он ловит маленьких насекомых и ест их.

(На доску выносится только первая часть этого текста с пропущенными орфограммами.)

– Как можно озаглавить этот текст? (Росянка. Страшный цветок. Хищный цветок…)

– Какой это текст – описание или повествование?

– В какой части текста дано описание?

– Спишите первую часть текста. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, выделите окончания.

– Разберите прилагательные страшный, маленькие, комариная по составу.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 517.