Цели: уточнить знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умение правильно писать окончания прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите число имен прилагательных, которые встретились в упражнении. Обоснуйте свой ответ.
– В каком числе имена прилагательные изменяются по родам? Какие имеют окончания? Докажите примерами.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: .. ц, ч, ш ..
– Какие буквы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Мы будем писать букву х, она в алфавитном порядке начинает этот ряд, и букву щ – она заканчивает этот ряд.)
Ххщ Щщх Хххщ Щщщх …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Упражнение в написании окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.
1. Образование прилагательных от имен существительных.
На доске записаны слова: честь, солнце, редкость, интерес, вкус, радость, прелесть, чудеса.
– Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать? (Это имена существительные в форме единственного числа, неодушевленные, отвечают на вопрос что?)
– Образуйте от данных имен существительных имена прилагательные. Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе и напишите словосочетания.
Образец: честь – честные поступки, солнце – солнечные дни, …
– Подчеркните непроизносимую согласную в корне слов.
2. Письмо по памяти.
На доске записаны словосочетания:
мягкий диван редкие цветы
низкое окно мерзкий поступок
гладкие камни сладкая конфета
узкая тропа ловкие движения
– Прочитайте словосочетания. Запомните их.
Через 1–2 минуты первые слова словосочетаний учитель закрывает.
– Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы. Обозначьте число и род имен прилагательных.
– В каких именах прилагательных род не обозначили?
– Найдите общее в именах прилагательных. (Во всех именах прилагательных парные согласные, требующие проверки.)
3. Письмо под диктовку. (упр. 514.)
V. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Какие окончания имеют имена прилагательные?
– Какие имена прилагательные не изменяются по родам?
Домашнее задание. Упражнение 515.