Урок 137. ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ

0
407
науки информатики

Цели: развивать умение определять число имен прилагательных; формировать умение составлять словосочетания из имен прилагательных и существительных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите имена прилагательные, которые встречаются в тексте. Какого они рода?

– Написание каких букв требует проверки?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: г..рох, м..лина, п..тух, с..бака, ..сина.

– Прочитайте записанные на доске слова. Дайте им характеристику. (Это имена существительные. Существительные горох, малина, осина – неодушевленные, отвечают на вопрос что? Существительные петух, собака – одушевленные, отвечают на вопрос кто? Существительные малина, собака, осина женского рода, а существительные горох, петух – мужского рода. Все они находятся в единственном числе. Это слова из словаря. Слова горох, петух – двусложные, слова; малина, собака, осина – трехсложные. У всех слов ударение на втором слоге.)

– Определите СУО данных слов. Схемы запишите в тетради.

– Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В нее должны войти следующие буквы:

1) буква, которая обозначает парный твердый звук в слове горох;

2) безударная гласная в слове петух;

3) буква, обозначающая непарный мягкий звук в слове малина;

4) буква, которая является орфограммой в двух последних словах: собака, осина.

– Какую цепочку вы составили? (Цепочку гело.)

– Напишите ее до конца строки, меняя положение второй и третьей букв в каждой цепочке.

гело глео гело глео …

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа с учащимися.

На доске записаны словосочетания:

сладкий полезный сок

узкая зимняя дорога

глубокое синее озеро

– Прочитайте сочетания слов. Определите, из каких частей речи они состоят. (Каждое сочетание состоит из двух имен прилагательных и одного имени существительного.)

– Запишите данные сочетания.

– Назовите все имена существительные. (Имена существительные – сок, дорога, сено.)

– В каком числе находятся эти имена существительные? (Это имена существительные в единственном числе.)

– В каком числе находятся имена существительные, в таком и относящиеся к ним имена прилагательные.

– Скажите, в каком числе стоят в этих сочетаниях имена прилагательные и почему? (Имена прилагательные в данных сочетаниях стоят в единственном числе, так как в единственном числе находятся имена существительные, к которым они относятся.)

Учитель и ученики продолжают запись:

ед. ч.

сладкий полезный сок

узкая зимняя дорога

глубокое синее озеро

– Поставьте имена существительные во множественном числе. (Соки, дороги, озёра.)

– Употребите вместе с существительными, стоящими во множественном числе, относящиеся к ним имена прилагательные и задайте к ним вопрос.

Учитель и ученики дополняют запись:

ед. ч. мн. ч.

сладкий полезный сок соки (какие?) сладкие полезные

узкая зимняя дорога дороги (какие?) узкие зимние

глубокое синее озеро озёра (какие?) глубокие синие

– В каком числе находятся прилагательные, записанные во втором столбике?

– На какой вопрос отвечают прилагательные, стоящие во множественном числе?

– Выделите окончания имен прилагательных во множественном числе.

Дети называют и выделяют окончания

– О каком грамматическом признаке имени прилагательного вы сегодня узнали? (Имена прилагательные изменяются по числам.)

– Обобщите изученный материал по схеме:

2. Чтение правила, с. 190.

V. Закрепление нового материала.

1. Работа над упражнениями 507–508.

2. На доске записаны цепочки слов:

1) ст..на, в..сёлый, д..лёкая, г..лодные;

2) в..черняя, б..льшой, пр..вдивый, в..левой;

3) в..твистая, в..лнистая, к..лючее, д..рёная;

4) д..машние, гр..зовая, ш..рокие, гл..застые.

– Напишите цепочки слов, исключив из каждой лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

VI. Итог урока.

– Что нужно сделать, чтобы узнать, в каком числе стоит имя прилагательное?

– На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют?

Домашнее задание. Упражнение 509; правило, с. 63.