Цели: развивать умение определять число имен прилагательных; формировать умение составлять словосочетания из имен прилагательных и существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите имена прилагательные, которые встречаются в тексте. Какого они рода?
– Написание каких букв требует проверки?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: г..рох, м..лина, п..тух, с..бака, ..сина.
– Прочитайте записанные на доске слова. Дайте им характеристику. (Это имена существительные. Существительные горох, малина, осина – неодушевленные, отвечают на вопрос что? Существительные петух, собака – одушевленные, отвечают на вопрос кто? Существительные малина, собака, осина – женского рода, а существительные горох, петух – мужского рода. Все они находятся в единственном числе. Это слова из словаря. Слова горох, петух – двусложные, слова; малина, собака, осина – трехсложные. У всех слов ударение на втором слоге.)
– Определите СУО данных слов. Схемы запишите в тетради.
– Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В нее должны войти следующие буквы:
1) буква, которая обозначает парный твердый звук в слове горох;
2) безударная гласная в слове петух;
3) буква, обозначающая непарный мягкий звук в слове малина;
4) буква, которая является орфограммой в двух последних словах: собака, осина.
– Какую цепочку вы составили? (Цепочку гело.)
– Напишите ее до конца строки, меняя положение второй и третьей букв в каждой цепочке.
гело глео гело глео …
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа с учащимися.
На доске записаны словосочетания:
сладкий полезный сок
узкая зимняя дорога
глубокое синее озеро
– Прочитайте сочетания слов. Определите, из каких частей речи они состоят. (Каждое сочетание состоит из двух имен прилагательных и одного имени существительного.)
– Запишите данные сочетания.
– Назовите все имена существительные. (Имена существительные – сок, дорога, сено.)
– В каком числе находятся эти имена существительные? (Это имена существительные в единственном числе.)
– В каком числе находятся имена существительные, в таком и относящиеся к ним имена прилагательные.
– Скажите, в каком числе стоят в этих сочетаниях имена прилагательные и почему? (Имена прилагательные в данных сочетаниях стоят в единственном числе, так как в единственном числе находятся имена существительные, к которым они относятся.)
Учитель и ученики продолжают запись:
ед. ч.
сладкий полезный сок
узкая зимняя дорога
глубокое синее озеро
– Поставьте имена существительные во множественном числе. (Соки, дороги, озёра.)
– Употребите вместе с существительными, стоящими во множественном числе, относящиеся к ним имена прилагательные и задайте к ним вопрос.
Учитель и ученики дополняют запись:
ед. ч. мн. ч.
сладкий полезный сок соки (какие?) сладкие полезные
узкая зимняя дорога дороги (какие?) узкие зимние
глубокое синее озеро озёра (какие?) глубокие синие
– В каком числе находятся прилагательные, записанные во втором столбике?
– На какой вопрос отвечают прилагательные, стоящие во множественном числе?
– Выделите окончания имен прилагательных во множественном числе.
Дети называют и выделяют окончания
– О каком грамматическом признаке имени прилагательного вы сегодня узнали? (Имена прилагательные изменяются по числам.)
– Обобщите изученный материал по схеме:
2. Чтение правила, с. 190.
V. Закрепление нового материала.
1. Работа над упражнениями 507–508.
2. На доске записаны цепочки слов:
1) ст..на, в..сёлый, д..лёкая, г..лодные;
2) в..черняя, б..льшой, пр..вдивый, в..левой;
3) в..твистая, в..лнистая, к..лючее, д..рёная;
4) д..машние, гр..зовая, ш..рокие, гл..застые.
– Напишите цепочки слов, исключив из каждой лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
VI. Итог урока.
– Что нужно сделать, чтобы узнать, в каком числе стоит имя прилагательное?
– На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют?
Домашнее задание. Упражнение 509; правило, с. 63.