Вид деятельности: рисование животных.
Цели: развивать зрительное представление, наблюдательность к повадкам животных; ознакомить с художниками-анималистами; учить детей рисовать животных с передачей пропорций, объемной фигуры, строения и цветовых оттенков шерсти; прививать любовь к животным, восхищение разнообразием мира природы и бережного отношения к ней.
Оборудование: для учителя – методическая таблица (пропорции животного и последовательность выполнения рисунка); игрушки, фотографии; для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.
Зрительный ряд: иллюстрации рисунков Е. Чарушина, Е. Рачева, В. Лебедева, Ю. Васнецова, рисунки учащихся.
Литературный ряд: отрывки из сказок, загадки.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Работа по теме урока.
1. Рассказ об анималистическом жанре и художниках-анималистах.
В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.
Жизнь человека всегда была неразрывно связана с животными, и уже с древнейших времен появляются первые изображения зверей и птиц.
Религия и культовые обряды наложили свой отпечаток на развитие художественного творчества: древний мир оставил нам наряду с замечательными проникновенными образами животных символические образы олицетворения единства животного и человека в виде сфинкса, крылатого быка, кентавра. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появился отдельный жанр, который получил название анималистический. Animal слово латинское, означающее животное. Художники, изображающие животных, называются анималистами.
Многие художники работают в этом жанре, и с творчеством некоторых из них мы сегодня познакомимся.
С такими художниками, как Евгений Иванович Чарушин и Евгений Михайлович Рачев, вы знакомы по своим детским книгам.
Чарушин был прекрасным анималистом. Он наблюдал за животными и выполнил множество рисунков с натуры. Ведь для того чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого зверя.
Вот удивительно трогательный медвежонок. Он еще такой маленький, что многое в природе ему незнакомо, но малина ему понравилась. А вот удивительный котенок. Как точно художник изобразил пушистого котенка, который притаился, наблюдая за бабочкой, уши торчком, глаза широко раскрыты. Сколько любопытства в его взгляде! Нельзя не улыбнуться, глядя на него.
Среди лучших работ Е. Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». Чарушин и сам писал книги и выполнял к ним иллюстрации: «Тюпа, Томка и сорока», «Вот они какие», «Зверята» и др. Чарушин рассказывал о животных с любовью и нежностью и нас научил любить зверей и восхищаться ими.
Но жил на свете и другой художник – Евгений Михайлович Рачев, который больше всего любил сказки и выполнял рисунки к ним. Кто из вас не знает сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и дрозд», «Рукавичка» и др.
За многие годы своей работы Евгений Михайлович создал мир неподражаемых сказочных рачевских зверей. Увиденные хоть раз рисунки Рачева легко запоминаются, они настолько выразительны и неподражаемы. В героях-животных узнаются люди – добрые и злые, веселые и грустные, бедные и богатые. Сказочные герои художника будто заново открывают нам мир добра и справедливости, убеждают, что зло будет наказано.
2. Отгадывание загадок о животных.
О животных не только написаны книги и рисунки, но и создано немало загадок. Отгадайте, кого из животных чаще всего любят изображать художники.
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит. (Собака.)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком. (Еж.)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык. (Заяц.)
Серовато, зубовато
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.)
Мохнатенька, усатенька,
Сядет – песенку поет. (Кошка.)
Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц.)
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (Медведь.)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло – пробежало,
Но ни дыма, ни пожара. (Лиса.)
На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто это? (Белка.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее… (лиса).
Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь).
– А кто из вас знает загадки о животных?
– Может кто-то стихотворение знает или интересную историю о животном?
– А какие повадки у ваших домашних животных?
Сравните свои впечатления и наблюдения с произведениями анималистов.
Знаете ли вы, что в некоторых странах люди, отмечая заслуги животных, ставили им памятники? Если вы знаете такие памятники, расскажите о них.
3. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем рисовать животных. Туловище животного обозначают удлиненным овалом, голову обозначают окружностью, разнонаправленными штрихами очерчивается грудь, вогнутое брюхо и волнистой линией спина, внимательно наблюдая за тем, какая получается форма. Затем линией отделяют от шеи плечевой пояс, отмечают толщину ног, контур головы, ног и хвоста. Изображают пушистую поверхность штрихами. При изображении животного отображают прежде всего признаки, характеризующие его повадки: трусливый характер зайца, подвижный характер белки и т. д.
Учитель при объяснении выполняет рисунки на доске мелом (см. Приложение 1).
III. Самостоятельная работа.
– Рассмотрим внимательно особенности формы тела некоторых животных (например, кошки). При рисовании животного необходимо знать анатомическое строение. В основе построения рисунков лежат уже изученные формы (цилиндрические, конические, яйцевидные, шарообразные и др.). И очень важно увидеть эти формы в конструктивном строении натуры. Поэтому, прежде чем провести линию на бумаге, надо установить, из каких геометрических форм и комбинаций можно составить рисунок, затем зрительно найти их соотношения и пространственное положение.
Намечаем сначала направление и основные границы больших частей будущего рисунка, учитывая величину туловища. Затем уточняем контур и намечаем более мелкие детали, учитывая масштабность фигуры. Одновременно можно нанести и основные тональные пятна. На заключительном этапе окончательно передаем объем, подчеркиваем отдельные места, не теряя при этом цельности восприятия. (См. Приложение 2.)
IV. Итог урока.
Выполненные работы анализируются и оцениваются.