Цели урока: рассмотреть измерения длин и расстояний с помощью измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки; учить сравнивать величины, выраженные в единицах длины; совершенствовать умения решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Отгадайте, имя какого сказочного героя здесь зашифровано.
11 + 8 |
Й |
11 – 7 |
И |
|
12 – 9 |
Л |
13 – 8 |
Ч |
|
14 – 6 |
О |
15 – 8 |
А |
|
13 + 5 |
Б |
9 + 5 |
Т |
7 |
19 |
18 |
8 |
3 |
4 |
14 |
А |
Й |
Б |
О |
Л |
И |
Т |
2. Анализ задач.
Какую из этих задач вы можете решить, а какую – нет? Почему?
а) Таня полила шесть грядок огурцов.
Сколько грядок ей осталось полить?
б) На шахматной доске 20 фигур. Из них 13 черных, остальные – белые. Сколько белых фигур на шахматной доске?
3. Сколькими способами можно прочитать слово «маршрут»?
м |
|
р |
|
р |
|
т |
|
а |
|
ш |
|
у |
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
р |
|
р |
|
т |
|
а |
|
ш |
|
у |
|
4. Маша, Оля и Настя заняли призовые места в соревнованиях на коньках. Маша не заняла ни первое, ни второе место. Оля не пришла первой. Какое место заняла каждая из девочек?
III. Сообщение темы урока.
– Мы с вами умеем измерять длины небольших предметов с помощью обычной линейки, получая результаты в сантиметрах. А как быть, если нам надо пойти в магазин и купить отрез ткани на пальто? Неужели продавец будет отмерять ткань такой линеечкой, как наша? Ни один продавец такой линейкой не пользуется, так как в сантиметрах длину большого куска ткани отмерять очень неудобно. Продавцы всегда используют деревянную линейку, которая называется портновским метром.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с крупной единицей измерения – метром.
IV. Изучение нового материала.
Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку – длинную ленту, свернутую в рулон, на которую нанесена шкала. Рулетки бывают разной длины – метровые, двухметровые, трехметровые, пятиметровые, двадцатиметровые и другие.
– Назовите известные вам единицы измерения длины в порядке их увеличения.
– Как обозначаются сантиметр и дециметр? (См и дм, при этом обозначения записываются без точек в конце.)
– Метр обозначается буквой м (без точки).
– Прочитайте записи на доске:
4 м, 45 м, 4 м 8 дм, 42 м 8 дм 9 см.
– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 30). Какие инструменты для измерения длины здесь изображены? (Ученическая линейка, классная метровая линейка, рулетка.)
– Что вы будете измерять каждым инструментом?
– Прочитайте вслух текст на с. 30.