Урок 13 МЕТР. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ДЛИНЫ

0
591
школьница

Цели урока: рассмотреть измерения длин и расстояний с помощью измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки; учить сравнивать величины, выраженные в единицах длины; совершенствовать умения решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Отгадайте, имя какого сказочного героя здесь зашифровано.

11 + 8

Й

11 – 7

И

12 – 9

Л

13 – 8

Ч

14 – 6

О

15 – 8

А

13 + 5

Б

9 + 5

Т

7

19

18

8

3

4

14

А

Й

Б

О

Л

И

Т

2. Анализ задач.

Какую из этих задач вы можете решить, а какую – нет? Почему?

а) Таня полила шесть грядок огурцов.

Сколько грядок ей осталось полить?

б) На шахматной доске 20 фигур. Из них 13 черных, остальные – белые. Сколько белых фигур на шахматной доске?

3. Сколькими способами можно прочитать слово «маршрут»?

м

р

р

т

а

ш

у

м

р

р

т

а

ш

у

4. Маша, Оля и Настя заняли призовые места в соревнованиях на коньках. Маша не заняла ни первое, ни второе место. Оля не пришла первой. Какое место заняла каждая из девочек?

III. Сообщение темы урока.

– Мы с вами умеем измерять длины небольших предметов с помощью обычной линейки, получая результаты в сантиметрах. А как быть, если нам надо пойти в магазин и купить отрез ткани на пальто? Неужели продавец будет отмерять ткань такой линеечкой, как наша? Ни один продавец такой линейкой не пользуется, так как в сантиметрах длину большого куска ткани отмерять очень неудобно. Продавцы всегда используют деревянную линейку, которая называется портновским метром.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с крупной единицей измерения – метром.

IV. Изучение нового материала.

Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку – длинную ленту, свернутую в рулон, на которую нанесена шкала. Рулетки бывают разной длины – метровые, двухметровые, трехметровые, пятиметровые, двадцатиметровые и другие.

– Назовите известные вам единицы измерения длины в порядке их увеличения.

– Как обозначаются сантиметр и дециметр? (См и дм, при этом обозначения записываются без точек в конце.)

– Метр обозначается буквой м (без точки).

– Прочитайте записи на доске:

4 м, 45 м, 4 м 8 дм, 42 м 8 дм 9 см.

– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 30). Какие инструменты для измерения длины здесь изображены? (Ученическая линейка, классная метровая линейка, рулетка.)

– Что вы будете измерять каждым инструментом?

– Прочитайте вслух текст на с. 30.