Ц е л и: развивать умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов; совершенствовать умения распознавать спряжение глагола по глагольному суффиксу; обеспечить усвоение особенности правописания глаголов 2-го лица единственного числа.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Синеет, бледнеешь, вступаешь, едете, пишет, не вытащишь, колют, дышит, оживает.
– Какие «ошибкоопасные» места есть в этих глаголах?
II. Актуализация опорных знаний.
– Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы.
Клеем … . с верлом … . Топором … . Ножом … . Сеялкой … . Косой … . Пилой … . Плугом … . Рубанком … .
III. Формирование новых знаний.
З а д а н и е: объясните значение пословицы.
Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.
– Найдите глаголы, определите лицо и число.
– Что заметили в окончании? (Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. ч. – это орфограмма. Он является показателем глаголов 2-го лица ед. ч.)
Учитель вывешивает табличку:
Упражнение 66, с. 84 – выполняют по заданию учебника, на доске, под руководством учителя.
IV. Закрепление.
1. У п р а ж н е н и е 68 выполняют по заданию учебника, с комментированием.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
– Образуйте глаголы 2-го лица ед. ч.
к леить, сеять, веять, таять, устроить, присвоить, лаять, затеять, реять.
П р о в е р к а.
V. Итог урока.
– Когда пишется ь на конце глаголов?
– Назовите окончания глаголов 2-го лица единственного числа I спряжения, II спряжения.
Домашнее задание: упражнение 69, с. 85.