Цели: формировать навык деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками; проверить умения и навыки по теме «Деление»; работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся; развивать самостоятельность и познавательный интерес учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…» (из Поучения Владимира Мономаха).
II. Устный счет
1. Выполните действия: -65 : (-1); 81 : (-1); -95 : 1; 0 : 32; 0 : (-21); (-52) : 0.
2. Решите уравнения:
1) 9 х = -3;
2) -32 х = -4;
3) -2,5 х = 5;
4) 0,6 х = -12;
5) -4 х = 5;
6) -5 х = -2.
3. Буханка хлеба весит 0,5 кг и еще полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1 кг.)
4. Меня спросили, сколько подъездов в доме, в котором я живу. Я ответила, если к моему подъезду подходить слева, то он будет седьмой по счету, а если справа, — то пятый. Сосчитайте сами, сколько подъездов в моем доме.
5. Два землекопа за 2 часа работы выкопают 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м такой же канавы? (2.)
6. Индивидуальная работа.
Дать карточку, которую использовали для самостоятельной работы на предыдущих уроках, учащимся, которые допустили больше всего ошибок. Можно пользоваться записями в тетради.
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы продолжим находить значения выражений, содержащие положительные и отрицательные числа, решать уравнения и задачи, а в конце урока проведем самостоятельную работу по теме «Деление».
IV. Работа над задачей
1. Решите задачу.
В выборах в школьный совет приняли участие 321 ученик школы. Председателем школьного совета был избран Иванов Николай, ученик 10 класса, за которого проголосовало 142 человека. Сколько процентов голосов получил Иванов Николай?
— Каким способом будем решать задачу? (С помощью пропорции.)
— Составьте краткую запись.
— Установите, какая зависимость между величинами.
— Как показать, что зависимость прямо пропорциональная?
— Составьте и решите пропорцию.
Решение:
Пусть х% — проголосовало за Иванова Николая.
|
Количество учащихся |
Процентное отношение |
Всего учащихся Проголосовало |
100% x |
Запишем пропорцию:
44% — проголосовало за Иванова Николая.
(Ответ: 44%.)
V. Закрепление изученного материала
1. № 1151 (2 столбик) стр. 197 (на обратной стороне доски и в тетрадях, взаимопроверка).
(Ответ: )
2. № 1158 (2 строчка) стр. 198 (на доске и в тетрадях).
(Ответ: )
3. № 1159 (г) стр. 198 (на обратной стороне доски и в тетрадях, взаимопроверка).
Решение:
(Ответ: )
VI. Физкультминутка
VII. Повторение изученного материала № 1163 стр. 199 (на доске и в тетрадях).
Учащиеся выходят цепочкой по три ученика, записывая свои примеры.
Доказательство (один ученик у доски):
VIII. Самостоятельная работа (10 мин)
Вариант I
1. Выполните деление:
2. Решите уравнение:
3. Найдите значение выражения:
4. Сколько целых решений имеет неравенство | х | < 40?
Вариант II
1. Выполните деление:
2. Решите уравнение:
3. Найдите значение выражения:
4. Сколько целых решений имеет неравенство | х | < 50?
IX. Подведение итогов урока
— Что нужно помнить при делении положительных и отрицательных чисел?
— Что получается при делении нуля на любое число, не равное нулю?
— На что нельзя делить любые числа?
Домашнее задание
№ 1172 (и—м), 1173 (д, е), 1174 (ж, з) стр. 201; № 1159 (а) стр. 198.