Цели: формировать умение склонять имена существительные; совершенствовать умение писать безударные гласные в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Каким членом предложения являются существительные в именительном падеже?
– Составьте свое предложение, назовите существительное, которое стоит в именительном падеже
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
вьюга – метель
друг – приятель
жара – зной
азбука – ?
– Какое слово нужно записать вместо вопросительного знака? Обоснуйте свой ответ. (Здесь записаны слова-синонимы (близкие по значению слова). Синоним слова азбука – алфавит. Значит, нужно написать слово алфавит.)
– Из согласных букв, которые обозначают твердые звуки в этом слове, составьте цепочку. Какие буквы войдут в цепочку? (В цепочку войдут буквы л, ф, т. Они обозначают твердые согласные звуки.)
Лфт Фтл Тлф Лфт …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Распознавание родительного и дательного падежей.
1. Работа над упражнением 445.
2. На доске записаны словосочетания:
Пос..неть от м..роза, пом..гать т..варищу, св..рить из м..лины, объ..снил уч..нику, сб..жал с лес..ницы, прин..сли из м..г..зина, ск..кал по д..роге.
– Прочитайте словосочетания.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте падежи существительных.
– Как отличить существительные в родительном падеже от существительных в дательном падеже?
V. Письменные ответы на вопросы. (упр. 446.)
VI. Распознавание творительного, винительного и именительного падежей. (упр. 447.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как один падеж отличить от другого?
Домашнее задание. Упражнение 448.