Цели: развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу; познакомить с особенностями именительного падежа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие предложения вы составили? Прочитайте, назовите падеж выделенных существительных.
– Как вы продолжили текст?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: и р д в т ?
– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится на месте вопросительного знака. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Буква и – именительный падеж, буква р – родительный падеж, буква д – дательный падеж, буква в – винительный падеж, буква т – творительный падеж. Вместо вопроса нужно поставить букву п – предложный падеж.)
Пп Ппп Пппп Ппппп …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Склонение имен существительных. (упр. 440.)
V. Наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.
1. Списывание с грамматическим заданием. (упр. 441.)
2. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка? Как вы ему ответите?
3. Чтение правила, с. 166.
4. На доске записан текст:
Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.
– Озаглавьте текст. Спишите.
– Подчерните в каждом предложении главные члены.
– Обозначьте падеж существительного, которое в предложении является подлежащим.
VI. Игра «Цепочка слов». (упр. 443.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?
Домашнее задание. Упражнение 444.