Ц е л и: научить образовывать возможные формы времени от инфинитива; развивать словарный запас учащихся.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Зашел за дом, нарезать на кусочки, дошел до ворот, очистил от скорлупы, поехал по побережью, сдвинул с места, побежал по полю, загадал загадку, оттянул от ямы, заглянул за сарай.
– Докажите правописание слов.
II. Актуализация опорных знаний.
– Обратите внимание на глаголы. Какое слово «лишнее»? ( н арезать – неопределенная форма.)
– Расскажите все об этом глаголе. Разберите его по составу.
– Почему глаголы в неопределенной форме еще называют начальной формой?
В ы п о л н е н и е упражнений 28 и 29 (устно).
– Запишите существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределенной формой глагола. (Знать, течь, печь, стать.)
III. Формирование новых знаний.
– Образуйте от этих глаголов все возможные временные формы.
– На какие вопросы должны отвечать слова в настоящем времени? В будущем времени? В прошедшем времени?
1. В ы п о л н е н и е упражнения 30 (устно).
2. В ы п о л н е н и е упражнения 31 (самостоятельно).
3. О б р а з о в а н и е временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида.
– Как вы думаете, всегда ли можно образовать все три формы времени?
– Понаблюдайте над глаголами из упражнения 32 (по заданию).
– Какие глаголы имеют все три формы времени?
– На какой вопрос они отвечают в неопределенной форме?
– Какое будущее время у этих глаголов (простое или сложное)?
4. Учитель вместе с детьми составляет о п о р н у ю с х е м у.
IV. Первичное закрепление.
– Подготовьте таблицу:
Неопределенная форма |
Настоящее время |
Будущее время |
Прошедшее время |
– Запиши слова под диктовку, распределяя их в нужный столбик.
Гладит, любил, постучал, увидит, заплачет, писал, поведет, стоит, блестит, чертил, буду следить.
П р о в е р к а.
– Заполните все графы таблицы самостоятельно.
– Какая графа таблицы «осталась» без глаголов? Почему?
V. Закрепление.
Самостоятельное выполнение упражнения 34.
VI. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
Домашнее задание: упражнение 35, с. 66.