Урок 120. УПРАЖНЕНИЕ В СКЛОНЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

0
437
информатика

Цели: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приемами определения падежа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как просклоняли существительные сова и соска?

– На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?

– Какое предложение с одним из данных слов вы составили?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: гр..ница, в..ршина, г..лубка, н..зина, к..ртина.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные с окончанием а. Во всех словах есть безударные гласные в корне.)

– Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – картина, безударную гласную а в корне нельзя проверить. Во всех остальных словах – безударные гласные, проверяемые ударением: граница – грань, вершина – верх, голубка – гулубь, низина – низ.)

– Первая буква нашей цепочки находится в лишнем слове и обозначает мягкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква т.)

– Остальные буквы цепочки – это гласные буквы, которые находятся в слове, где две проверяемые орфограммы в корне. Из какого слова мы выпишем гласные буквы? Какие это буквы? (Мы выпишем гласные буквы о, у, а из слова голубка, в нем две проверяемые орфограммы в корне: голубка – гулубь, голубка – голуби.)

тоуа отуа оута оуат тоуа …

– Определите порядок написания букв в цепочках. (Буква т в каждой цепочке меняет свое место.)

IV. Наблюдение над особенностями падежей.

1. Целевая установка.

– Сегодня мы будем учиться различать падежи имен существительных. Почему это важно?

– Сравните предложения: Я дала тетрадь ученику. Я дала тетрадь ученика.

– Чем они различаются по смыслу? (В первом предложении указано на то, кому дана тетрадь, во втором – чью дали тетрадь.)

– Чем различаются слова ученика, ученику? (Разные падежи, разные окончания.)

– Чтобы точно выразить мысль, нужно знать падеж.

2. Запись предложения с комментированием.

Учащиеся записывают с комментированием предложения: Под кустом ребята нашли корзину. Заяц прижался к земле.

– Найдите подлежащее и сказуемое в первом предложении, подчеркните их.

– Какой частью речи выражено подлежащее? Определите падеж.

! Запомните: подлежащее всегда стоит в именительном падеже.

– Для того чтобы определить падеж существительного под кустом, прежде всего найдем слово, от которого оно зависит, и поставим от этого слова вопрос. Найдите слово и поставьте вопрос. (Нашли под чем?под кустом.)

! Запомните: на вопрос под чем? отвечает имя существительное только с творительным падежом. Предлог под тоже употребляется только с творительным падежом.

– Определите падеж существительного корзину. (Нашли что?корзину.)

– С какой трудностью вы здесь встретились? (Слово отвечает на вопрос что? Этот вопрос есть и в именительном, и в винительном падежах.)

– Обратите внимание на окончание. Оно нам здесь поможет. (Это слово стоит в В. п., потому что окончание , в И. п. в слове корзина – окончание .)

Вывод. Итак, чтобы узнать падеж существительного, надо: 1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от него вопрос; 2) по вопросу и предлогу определить падеж.

– Докажите это на примере второго предложения.

Дети определяют падеж существительных заяц, к земле.

3. Знакомство с правилом, с. 34.

V. Упражнение в определении падежей.

1. Работа над определением падежей существительных в словосочетаниях. (упр. 436.)

2. Игра «Назови падеж».

Учитель вызывает четверых учеников: первый называет падеж, второй – вопрос, третий – имя существительное, четвертый – окончание. (Если окончание безударное, учитель помогает правильно его назвать.)

3. Самостоятельная работа над упражнением 437.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Что значит «просклонять слово»?

Домашнее задание. Упражнение 439.