Цели: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приемами определения падежа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как просклоняли существительные сова и соска?
– На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?
– Какое предложение с одним из данных слов вы составили?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: гр..ница, в..ршина, г..лубка, н..зина, к..ртина.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные с окончанием а. Во всех словах есть безударные гласные в корне.)
– Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – картина, безударную гласную а в корне нельзя проверить. Во всех остальных словах – безударные гласные, проверяемые ударением: граница – грань, вершина – верх, голубка – гулубь, низина – низ.)
– Первая буква нашей цепочки находится в лишнем слове и обозначает мягкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква т.)
– Остальные буквы цепочки – это гласные буквы, которые находятся в слове, где две проверяемые орфограммы в корне. Из какого слова мы выпишем гласные буквы? Какие это буквы? (Мы выпишем гласные буквы о, у, а из слова голубка, в нем две проверяемые орфограммы в корне: голубка – гулубь, голубка – голуби.)
тоуа отуа оута оуат тоуа …
– Определите порядок написания букв в цепочках. (Буква т в каждой цепочке меняет свое место.)
IV. Наблюдение над особенностями падежей.
1. Целевая установка.
– Сегодня мы будем учиться различать падежи имен существительных. Почему это важно?
– Сравните предложения: Я дала тетрадь ученику. Я дала тетрадь ученика.
– Чем они различаются по смыслу? (В первом предложении указано на то, кому дана тетрадь, во втором – чью дали тетрадь.)
– Чем различаются слова ученика, ученику? (Разные падежи, разные окончания.)
– Чтобы точно выразить мысль, нужно знать падеж.
2. Запись предложения с комментированием.
Учащиеся записывают с комментированием предложения: Под кустом ребята нашли корзину. Заяц прижался к земле.
– Найдите подлежащее и сказуемое в первом предложении, подчеркните их.
– Какой частью речи выражено подлежащее? Определите падеж.
! Запомните: подлежащее всегда стоит в именительном падеже.
– Для того чтобы определить падеж существительного под кустом, прежде всего найдем слово, от которого оно зависит, и поставим от этого слова вопрос. Найдите слово и поставьте вопрос. (Нашли под чем? – под кустом.)
! Запомните: на вопрос под чем? отвечает имя существительное только с творительным падежом. Предлог под тоже употребляется только с творительным падежом.
– Определите падеж существительного корзину. (Нашли что? – корзину.)
– С какой трудностью вы здесь встретились? (Слово отвечает на вопрос что? Этот вопрос есть и в именительном, и в винительном падежах.)
– Обратите внимание на окончание. Оно нам здесь поможет. (Это слово стоит в В. п., потому что окончание -у, в И. п. в слове корзина – окончание -а.)
Вывод. Итак, чтобы узнать падеж существительного, надо: 1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от него вопрос; 2) по вопросу и предлогу определить падеж.
– Докажите это на примере второго предложения.
Дети определяют падеж существительных заяц, к земле.
3. Знакомство с правилом, с. 34.
V. Упражнение в определении падежей.
1. Работа над определением падежей существительных в словосочетаниях. (упр. 436.)
2. Игра «Назови падеж».
Учитель вызывает четверых учеников: первый называет падеж, второй – вопрос, третий – имя существительное, четвертый – окончание. (Если окончание безударное, учитель помогает правильно его назвать.)
3. Самостоятельная работа над упражнением 437.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Что значит «просклонять слово»?
Домашнее задание. Упражнение 439.