Доброе дело добром отзовется.
Русская народная пословица
Цель: расширять представление о ценности позитивного общения.
Задачи :
– раскрывать значение понятий «взаимная поддержка», «взаимопомощь», «бескорыстие»;
– развивать умение оказывать посильную бескорыстную помощь людям;
– воспитывать чувство сопереживания, чуткого и доброжелательного отношения к людям.
Ресурсы: а удиокассета с записью песни из мультфильма «Автомобиль кота Леопольда», мяч, «Азбука», фломастеры, клей, карандаши, цветная бумага, лист ватмана, фотографии детей и их близких.
Учитель сообщает тему урока и приглашает детей к беседе.
Беседа
Помогаете ли вы взрослым, и как вы это делаете?
Случалось ли так, что взрослые отказывались от вашей помощи?
Какие чувства испытываете вы, когда вам помогают друзья?
(Ответы учащихся).
Игра «Я умею помогать»
Учащиеся становятся в круг. Учитель бросает одному из учеников мяч и спрашивает, оказывает ли он конкретную помощь взрослым. Ученик начинает ответ со слов «Я помогаю…» (например: поливать цветы, подметать пол, мыть посуду). Если предложенное действие первокласснику выполнить не по силам, мяч возвращается учителю. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не выскажется .
Упражнение «Кто быстрее»
Учащиеся делятся на пары. Задача – быстро и ловко одной рукой, сложить в портфель школьные принадлежности, лежащие на столе. Важно, чтобы каждый учащийся действовал только одной рукой. Побеждает та пара, которая действует быстрее всех.
Как вы думаете, какие качества характера необходимы для победы в этом упражнении?
(Ответы учащихся).
Все названные учениками качества учитель записывает на доске.
Рассказ учителя
Изложение содержания рассказа Л.Каминского «Чья помощь лучше?».
Жил-был король. И было у него три дочери – Алина, Полина и Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
– Сегодня я прошелся по нашему дворцу и просто пришел в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконниках, а одежда на кроватях! И повсюду – фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?
Старшая дочь Алина сказала:
– Я вот как помогу. Когда ты начнешь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Все могут короли». С веселой песней ты моментально сделаешь уборку!
– А я лучше включу телевизор, – сказала средняя сестра Полина, – там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно ее смотреть и все тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберешь весь дворец!
– А ты что включишь? – спросил отец младшую дочь.
– Я включу пылесос, – ответила Эвелина, – нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу пыль. После этого, влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе сядем и будем смотреть телевизор.
– Ну что же, – сказал король, – теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.
Как вы думаете, кого из сестер можно назвать настоящей помощницей? Почему? (Ответы учащихся).
Домашнее задание
– Выполните задание 1, 2 в тетради.
Творческая деятельность «Заботливая семья» (коллаж)
Учитель предлагает разложить на листе ватмана заранее приготовленные фотографии близких людей, друзей и подчеркивает, что существуют самые разные семьи: есть семьи, где живут вместе мама, папа и их дети; есть семьи, которые состоят только из детей и одного из родителей (мамы или папы); есть семьи, где вместе живут бабушки и дедушки, семьей называют коллектив детского дома. В семье каждый человек важен и необходим, каждый играет свою, особенную роль.
Как помогают друг другу ваши родные и близкие?
Как вы заботитесь о своих близких, помогаете ли им?
(Ответы учащихся).
Обобщение
– Для того чтобы помогать другому человеку, нужно многое уметь делать самому. Поэтому помощь должна быть вам по силам. А самое главное, помогая другому человеку, старайтесь быть внимательным и дружелюбным.
Цитата урока
– Народная пословица гласит: «Доброе дело добром отзовется».
Взаимная забота людей друг о друге помогает каждому человеку чувствовать себя нужным.
Споемте, друзья!
Учащиеся становятся в круг и поют песню из мультфильма «Автомобиль кота Леопольда»
слова А.Хайта, музыка Б.Савельева
Песенка Леопольда
Мне сегодня весело
С самого утра,
Напеваю песенку
Про свои дела.
А дела прекрасные,
Все мне по плечу.
И скажу не хвастая –
Горы сворочу.
Припев:
Никогда не теряй,
Не теряй своей мечты.
Твердо верь, твердо знай:
Все на свете можешь ты!
Если получается
Все наперекос –
Не впадай в отчаяние,
И не вешай нос.
В самом трудном случае
Хвост держи трубой.
И тогда получится
Все само собой!