Цели: научить распознавать сложносочиненные предложения, выявлять группы сочинительных союзов (соединительных, разделительных, противительных), соединяющих простые предложения, объяснять постановку запятой в сложносочиненных предложениях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте сложносочиненные предложения, которые вы выписали из упр. 47, укажите их грамматические основы и докажите, что они являются сложносочиненными.
III. Сообщение темы урока. Углубление понятия о сложносочиненном предложении.
1. Работа у доски .
Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить.
1-й учащийся . Быстро несется вниз по течению красивый и сильный буксирный пароход «Ермак», по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги. (М. Горький.)
2-й учащийся. Родина нам мать, чужая сторона – мачеха. (Пословица.)
3-й учащийся . дым шел от костра, туман поднимался над болотом.
Вывод делают учащиеся.
Сложносочиненное предложение – это такое сложное союзное предложение, в котором два и более простых предложения связаны между собой сочинительными соединительными, сочинительными противительными или сочинительными разделительными союзами и интонацией.
2. Самостоятельная работа с материалом § 12, с. 36–38.
Задание. Внимательно прочитайте опорный материал § 12 и подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении».
IV. Итог урока.
Домашнее задание. § 11–12, упр. 62.