Тема коллективной композиции «Подводный мир».
Принцип организации коллективной композиции: комбинированная работа – «сложи картинку» и «заверши рисунок» (2 разнотематические группы).
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.
Вид занятий: рисование по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации.
Цели и задачи: использование коллективной деятельности как игрового приема; вызвать положительные эмоции от собственной и коллективной художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству; формирование и совершенствование навыков совместной работы; воспитание социально-активной позиции учащихся; освоить работу в технике аппликации и научить владению инструментами; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание, биология, труд).
Оборудование урока: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Зрительный ряд: слайды и фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей; репродукция картины А. Матисса «Красные рыбы».
Литературный р я д: загадки по теме. Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»; детские песенки по теме урока.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Загадки:
По реке плывёт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (крокодил).
Крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь. (Рыба.)
Перья есть, а не летает.
Глаза есть, а не мигает. (Рыба.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки.)
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица. (Рыба.)
В воде – жива,
На суше – мертва. (Рыбка.)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум.)
На окошке – пруд,
В нем рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум.)
Учитель обобщает знания детей об обитателях подводного мира. Он обращает внимание учеников на безграничную фантазию природы, которая создала такое разнообразие форм и окраса рыб.
III. Работа над заданием. Коллективная композиция. Самостоятельная работа учащихся.
Школьники класса делятся на 2 группы, так как им предстоит выполнять разные задания.
Учащиеся первой группы изображают морских рыбок на отдельных листочках. Тут возможны в исполнении варианты:
а) дети рисуют по готовому трафарету силуэт рыбок и раскрашивают художественными материалами;
б) выполняют в технике аппликации (плоской или оригами), прорисовывая мелкие детали фломастерами;
в) рисуют свободно, по памяти и представлению.
Учащиеся второй группы изображают силуэты водорослей на цветной бумаге и вырезают их.
Кораллы (белые, розовые, красные), морские звезды выполняют из мягкой бумаги приемом обрывания, чтобы получить пушистые края.
Коллективная композиция «Подводный мир». Фломастеры. Цветная бумага
В конце урока ученики первой группы собирают свои работы в панно по принципу «сложи картинку», совместную композицию обобщают изображениями водорослей, которые наклеивают на панно учащиеся второй группы по принципу «заверши рисунок».
IV. Итоги урока.
Общий просмотр и анализ проделанной работы, ее ошибок и успехов.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.