Урок 12 Тема: «ОБИТАТЕЛИ ПОДВОДНОГО МИРА». УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

0
747

Тема коллективной композиции «Подводный мир».

Принцип организации коллективной композиции: комби­нированная работа – «сложи картинку» и «заверши рисунок» (2 разнотематические группы).

Форма организации коллективной деятельности: совмест­но-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.

Вид занятий: рисование по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации.

Цели и задачи: использование коллективной деятельности как игрового приема; вызвать положительные эмоции от собственной и коллективной художественной деятельности, интерес к изобрази­тельному творчеству; формирование и совершенствование навыков совместной работы; воспитание социально-активной позиции уча­щихся; освоить работу в технике аппликации и научить владению инструментами; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание, биология, труд).

Оборудование урока: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд: слайды и фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей; репродукция картины А. Матисса «Красные рыбы».

Литературный р я д: загадки по теме. Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»; детские песенки по теме урока.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Загадки:

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (крокодил).

Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь. (Рыба.)

Перья есть, а не летает.

Глаза есть, а не мигает. (Рыба.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбки.)

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба.)

В воде – жива,

На суше – мертва. (Рыбка.)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыбка.)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Скачет завирушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка.)

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум.)

На окошке – пруд,

В нем рыбёшки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков. (Аквариум.)

Учитель обобщает знания детей об обитателях подводного ми­ра. Он обращает внимание учеников на безграничную фантазию природы, которая создала такое разнообразие форм и окраса рыб.

III. Работа над заданием. Коллективная композиция. Самостоятельная работа учащихся.

Школьники класса делятся на 2 группы, так как им предстоит выполнять разные задания.

Учащиеся первой группы изображают морских рыбок на от­дельных листочках. Тут возможны в исполнении варианты:

а) дети рисуют по готовому трафарету силуэт рыбок и раскра­шивают художественными материалами;

б) выполняют в технике ап­пликации (плоской или орига­ми), прорисовывая мелкие дета­ли фломастерами;

в) рисуют свободно, по па­мяти и представлению.

Учащиеся второй группы изображают силуэты водорос­лей на цветной бумаге и выре­зают их.

Кораллы (белые, розовые, красные), морские звезды вы­полняют из мягкой бумаги приемом обрывания, чтобы получить пушистые края.

Коллективная композиция «Подводный мир». Фломастеры. Цветная бумага

В конце урока ученики первой группы собирают свои работы в панно по принципу «сложи картинку», совместную композицию обобщают изображениями водорослей, которые наклеивают на панно учащиеся второй группы по принципу «заверши рисунок».

IV. Итоги урока.

Общий просмотр и анализ проделанной работы, ее ошибок и успехов.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание.