Цель: развивать умение обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком на конце и в середине слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие правила переноса слов вы знаете?
– Прочитайте, как вы разделили слова для переноса.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: сол.., мол.., корабл.., лос.., ден...
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (На конце слов согласный звук звучит мягко.)
– Как вы думаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания? (Мы будем писать мягкий знак, он – орфограмма во всех этих словах.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово корабль. Оно двусложное, все остальные слова односложные, их нельзя переносить.)
кь рь бь ль … ккь ррь…
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Согласные буквы лишнего слова в сочетании с мягким знаком. Количество согласных каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Обозначение мягкости согласных звуков.
1. На доске записаны слова: медведи, журавли, кони, пни, олени, гвозди.
– Прочитайте слова.
– Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркните мягкие согласные.
– Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я и мягкий знак.)
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть слова, если последний звук произносится твердо, вы приседаете, если мягко – поднимаете руки вверх.
Учитель называет слова: пень, лом, соль, сок, рот, мысль, метель, жёлудь, ель, гол, моль, ком, шест, угол, огонь, хор.
2. Работа над упражнениями 48 и 49.
3. Чтение сведений по языку на с. 24.
4. Игра «Кто больше знает слов?» (упр. 50).
Дети подбирают слова с мягким согласным звуком в конце слова и в середине.
Учитель специально обращает внимание учащихся на звук [л’], мягкость которого в середине слова всегда обозначается ь. Мягкость других согласных в середине слова может ь и не обозначаться (Костя, Настя, песня, …). Написание подобных слов нужно предупредить.
V. Итог урока.
– Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?
– Где стоит мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 51.