Урок 12. Что такое предпринимательство и бизнес?

0
236
текстуры

Цели: рассмотреть особенности предпринимательской дея­тельности и бизнеса; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

Основные понятия: предприниматель, бизнес, фирма, капитал. Оборудование: учебник, схема составления синквейна.

План изучения нового материала

1. Предпринимательство и предприниматели.

2. Что необходимо, чтобы бизнес был успешным?

Ход урока

I. Организационный момент

«В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент» (Неизвестный автор).

Сегодня нам предстоит ответить на вопрос «Что такое пред­принимательство и бизнес?». Для достижения нашей цели необ­ходимо обратиться к теме прошлого урока.

II. Актуализация знаний

Происходит обмен информацией по теме «История денег». Учащиеся представляют результаты самостоятельного поиска, демонстрируя широту и глубину познания. Учитель оценивает ответы учащихся.

III. Слово учителя

Предпринимателями не рождаются. Чтобы успешно освоить предпринимательство и бизнес, необходимо приложить много усилий и быть готовым к преодолению трудностей, иметь спо­собности к данному виду деятельности.

(Далее целесообразно использовать прием «лекция». Учи­тель строит лекцию на основе ответов на сформулированные во­просы.

Схема лекции. Что такое предпринимательство? Кто такой предприниматель? Каковы направления деятельности предпри­нимателя? Кто может стать предпринимателем? Что такое бизнес? Какие существуют виды бизнеса? Что такое фермерство?)

iV. Работа с учебником

Что необходимо, чтобы бизнес был успешным? (Ответ на дан- ный вопрос учащиеся находят самостоятельно, прочитав с. 61—62 п составив в парах синквейн.)

В переводе с французского слово «синквейн» означает сти­хотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию.

Правила написания синквейна:

• на первой строчке записывается одно слово — существи­тельное;

• на второй строчке надо написать два прилагательных, рас­крывающих тему синквейна;

• на третьей строчке записываются три глагола, описываю­щие действия, относящиеся к теме синквейна;

• на четвертой строчке размещается целая фраза, с помощью которой ученик высказывает свое отношение к теме;

• на пятой строчке — слово-резюме, которое дает новую ин­терпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отно­шение.

Пример

1. Бизнес.

2. Успешный, прибыльный.

3. Рекламирует, организует, производит.

4. Необходимые для общества товары и услуги.

5. Благополучие.

(Учащиеся представляют составленные ими синквейны. Учи­тель рецензирует результаты их деятельности.)

V. Подведение итогов урока

Учитель предлагает учащимся внимательно прослушать пере­численные слова и ответить на вопросы «что такое?», «кто такой?»: фирма, бизнес, предприниматель, капитал, менеджер, товари­щество, финансовый бизнес.

Домашнее задание

Прочитать § 9. Выучить словарь урока. С. 63, задание 4 пись­менно.

Дополнительный материал

Подходы к определению понятия «предпринимательство» в истории экономических учений

В настоящее время в России насчитывается около 10 ООО акцио­нерных предприятий, свыше 2000 акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры. Даль­нейшее развитие рыночных отношений в России предполагает создание благоприятных социально-экономических условий для предпринима­тельства.

Что же имеется в виду под понятиями «предприниматель» и «пред­принимательство»?

Эти понятия в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII — началаXVIII вв. Ричард Кантильон. Он высказал

мнение, что предприниматель — это человек, действующий в условиях рынка. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский экономист конца XVIII — начала XIX вв. Ж.-Б. Сэй (1767—1832) в книге «Трактат политической эконо­мики» (1803) сформулировал определение предпринимательской дея­тельности как соединение, комбинирование трех классических факторов производства — Земли, Капитала, Труда. Предприниматель, указывал он, — это лицо, которое берется за свой счет и риск и в пользу произвести какой-нибудь продукт.

К сожалению, надо отметить, что классики — основатели эконо­мической науки — не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не была предметом их научного ана­лиза. Английские ученые-экономисты А. Смит (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) представляли экономику как саморегулирующийся меха­низм. Вместе с тем в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит уделил внимание харак­теристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной ком­мерческой идеи и получения прибыли идет на риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производствен­ной деятельности.

Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф А. Шумпетер (1883—1950) в книге «Теория экономического раз­вития», которая впервые вышла в 1911 г., трактует понятие «предприни­матель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капита­листической экономики, в обеспечении экономического роста.

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функ­цией которых является как раз осуществление новых комбинаций и ко­торые выступают как его активный элемент.

По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф.-А. Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Последний тезис представляется очень важным.

Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» и «предпринимательство»:

• 1725 г. Ричард Кантильон: «Предприниматель — это человек, дей­ствующий в условиях риска».

• 1797 г. Узе Бодо: «Предприниматель — это лицо, несущее ответ­ственность за предпринимаемое дело, тот, кто планирует, контро­лирует, организует и владеет предприятием».

• 1876 г. Френсис Уокер: «Следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям».

• 1934 г. Йозеф Шумпетер: «Предприниматель — это новатор, ко­торый разрабатывает новые технологии».

• 1961 г. Дэвид Маклелланд: «Предприниматель — это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска».

• 1964 г. Питер Друкер: «Предприниматель — это человек, исполь­зующий любую возможность с максимальной выгодой».

• 1975 г. Альберт Шапиро: «Предприниматель – это человек, прояв­ляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы».

• 1985 г. Роберт Хизрич: «Предпринимательство — процесс созда­ния чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринима­тель — это человек, который затрачивает на эго все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение от достигнутого».

А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопе­дическом словаре предпринимателя: «Предпринимательство — инициа­тивная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получе­ние прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или ог имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществ­лять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консульта­ционную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономи­ческой активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии при­нимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая си­стема управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инноваци­онные моменты.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь