Цели: рассмотреть особенности предпринимательской деятельности и бизнеса; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия: предприниматель, бизнес, фирма, капитал. Оборудование: учебник, схема составления синквейна.
План изучения нового материала
1. Предпринимательство и предприниматели.
2. Что необходимо, чтобы бизнес был успешным?
Ход урока
I. Организационный момент
«В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент» (Неизвестный автор).
Сегодня нам предстоит ответить на вопрос «Что такое предпринимательство и бизнес?». Для достижения нашей цели необходимо обратиться к теме прошлого урока.
II. Актуализация знаний
Происходит обмен информацией по теме «История денег». Учащиеся представляют результаты самостоятельного поиска, демонстрируя широту и глубину познания. Учитель оценивает ответы учащихся.
III. Слово учителя
Предпринимателями не рождаются. Чтобы успешно освоить предпринимательство и бизнес, необходимо приложить много усилий и быть готовым к преодолению трудностей, иметь способности к данному виду деятельности.
(Далее целесообразно использовать прием «лекция». Учитель строит лекцию на основе ответов на сформулированные вопросы.
Схема лекции. Что такое предпринимательство? Кто такой предприниматель? Каковы направления деятельности предпринимателя? Кто может стать предпринимателем? Что такое бизнес? Какие существуют виды бизнеса? Что такое фермерство?)
iV. Работа с учебником
Что необходимо, чтобы бизнес был успешным? (Ответ на дан- ный вопрос учащиеся находят самостоятельно, прочитав с. 61—62 п составив в парах синквейн.)
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию.
Правила написания синквейна:
• на первой строчке записывается одно слово — существительное;
• на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
• на третьей строчке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна;
• на четвертой строчке размещается целая фраза, с помощью которой ученик высказывает свое отношение к теме;
• на пятой строчке — слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Пример
1. Бизнес.
2. Успешный, прибыльный.
3. Рекламирует, организует, производит.
4. Необходимые для общества товары и услуги.
5. Благополучие.
(Учащиеся представляют составленные ими синквейны. Учитель рецензирует результаты их деятельности.)
V. Подведение итогов урока
Учитель предлагает учащимся внимательно прослушать перечисленные слова и ответить на вопросы «что такое?», «кто такой?»: фирма, бизнес, предприниматель, капитал, менеджер, товарищество, финансовый бизнес.
Домашнее задание
Прочитать § 9. Выучить словарь урока. С. 63, задание 4 письменно.
Дополнительный материал
Подходы к определению понятия «предпринимательство» в истории экономических учений
В настоящее время в России насчитывается около 10 ООО акционерных предприятий, свыше 2000 акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры. Дальнейшее развитие рыночных отношений в России предполагает создание благоприятных социально-экономических условий для предпринимательства.
Что же имеется в виду под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»?
Эти понятия в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII — началаXVIII вв. Ричард Кантильон. Он высказал
мнение, что предприниматель — это человек, действующий в условиях рынка. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.
Позже известный французский экономист конца XVIII — начала XIX вв. Ж.-Б. Сэй (1767—1832) в книге «Трактат политической экономики» (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединение, комбинирование трех классических факторов производства — Земли, Капитала, Труда. Предприниматель, указывал он, — это лицо, которое берется за свой счет и риск и в пользу произвести какой-нибудь продукт.
К сожалению, надо отметить, что классики — основатели экономической науки — не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не была предметом их научного анализа. Английские ученые-экономисты А. Смит (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм. Вместе с тем в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности.
Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф А. Шумпетер (1883—1950) в книге «Теория экономического развития», которая впервые вышла в 1911 г., трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.
Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент.
По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф.-А. Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Последний тезис представляется очень важным.
Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» и «предпринимательство»:
• 1725 г. Ричард Кантильон: «Предприниматель — это человек, действующий в условиях риска».
• 1797 г. Узе Бодо: «Предприниматель — это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело, тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием».
• 1876 г. Френсис Уокер: «Следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям».
• 1934 г. Йозеф Шумпетер: «Предприниматель — это новатор, который разрабатывает новые технологии».
• 1961 г. Дэвид Маклелланд: «Предприниматель — это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска».
• 1964 г. Питер Друкер: «Предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой».
• 1975 г. Альберт Шапиро: «Предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы».
• 1985 г. Роберт Хизрич: «Предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — это человек, который затрачивает на эго все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение от достигнутого».
А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя: «Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или ог имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.