Цели: познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом; формировать умение склонять имена существительные.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте составленный вами рассказ о явлении природы.
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
картина аллея овёс
а а ?
– Определите букву, которую нужно написать вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ. (В слове картина непроверяемая безударная гласная а, поэтому стоит буква а. В слове аллея непроверяемая безударная гласная а, отсюда буква а. В слове овёс непроверяемая безударная гласная о, значит, надо поставить вместо вопросительного знака букву о.)
– Букву о мы будем писать сегодня на минутке чистописания, соединив ее в цепочке с согласными буквами двусложного слова. Какие согласные буквы войдут в цепочку? Обоснуйте свой ответ. (В цепочку войдут согласные буквы в, с из двусложного слова овёс. Слова картина и аллея трехсложные.)
Овс Всо Сов Овс …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Повторение изученного о связи слов в предложении.
На доске записана группа слов:
В, лес, глубина, птицы, песня, слышится, прощальная.
– Из слов данной строчки составьте предложение и запишите его. (В глубине леса слышится прощальная песня птиц.)
– Докажите, что вы написали предложение.
– Разберите предложение по членам. Назовите словосочетания.
– Почему вам пришлось некоторые слова изменить?
– Сегодня вы познакомитесь с тем, как изменяются существительные по падежам.
V. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных.
1. Работа над упражнением 432.
– Какой частью речи является слово медведь?
– Как изменилось окончание? (Кто? медведь – нулевое окончание, довелось повстречать кого? медведя – окончание -я. И т. д.)
2. Работа с правилом, с. 31.
VI. Упражнение в изменении существительных по падежам.
1. Работа над упражнением 433.
2. На доске записаны словосочетания:
Вариант I
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напишем бабушке, вечер за книгой.
Вариант II
Альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче, бежал по дороге.
– Спишите. Поставьте устно вопросы к выделенным словам. Определите падежи.
3. Запишите слово река в Р. п., Д. п., Т. п. и составьте с ним предложения. Подчеркните главные члены предложения. (На берегу реки (Р. п.) стоял огромный дуб. К реке (Д. п.) вела узкая тропинка. За рекой (Т.п.) слышится песня соловья.)
VII. Итог урока.
– Что называется склонением?
– Сколько падежей в русском языке?
– Назовите падежи и вопросы.
Домашнее задание. Упражнение 435.