Урок 119. ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЛОНЕНИИ)

0
420
биология

Цели: познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом; формировать умение склонять имена существительные.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте составленный вами рассказ о явлении природы.

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

картина аллея овёс

а а ?

– Определите букву, которую нужно написать вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ. (В слове картина непроверяемая безударная гласная а, поэтому стоит буква а. В слове аллея непроверяемая безударная гласная а, отсюда буква а. В слове овёс непроверяемая безударная гласная о, значит, надо поставить вместо вопросительного знака букву о.)

– Букву о мы будем писать сегодня на минутке чистописания, соединив ее в цепочке с согласными буквами двусложного слова. Какие согласные буквы войдут в цепочку? Обоснуйте свой ответ. (В цепочку войдут согласные буквы в, с из двусложного слова овёс. Слова картина и аллея трехсложные.)

Овс Всо Сов Овс …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Повторение изученного о связи слов в предложении.

На доске записана группа слов:

В, лес, глубина, птицы, песня, слышится, прощальная.

– Из слов данной строчки составьте предложение и запишите его. (В глубине леса слышится прощальная песня птиц.)

– Докажите, что вы написали предложение.

– Разберите предложение по членам. Назовите словосочетания.

– Почему вам пришлось некоторые слова изменить?

– Сегодня вы познакомитесь с тем, как изменяются существительные по падежам.

V. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных.

1. Работа над упражнением 432.

– Какой частью речи является слово медведь?

– Как изменилось окончание? (Кто? медведь – нулевое окончание, довелось повстречать кого? медведя – окончание -я. И т. д.)

2. Работа с правилом, с. 31.

VI. Упражнение в изменении существительных по падежам.

1. Работа над упражнением 433.

2. На доске записаны словосочетания:

Вариант I

Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напишем бабушке, вечер за книгой.

Вариант II

Альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче, бежал по дороге.

– Спишите. Поставьте устно вопросы к выделенным словам. Определите падежи.

3. Запишите слово река в Р. п., Д. п., Т. п. и составьте с ним предложения. Подчеркните главные члены предложения. (На берегу реки (Р. п.) стоял огромный дуб. К реке (Д. п.) вела узкая тропинка. За рекой (Т.п.) слышится песня соловья.)

VII. Итог урока.

– Что называется склонением?

– Сколько падежей в русском языке?

– Назовите падежи и вопросы.

Домашнее задание. Упражнение 435.