Цель: развивать умение изменять существительные по числам, определять род.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие имена существительные встретились в загадке?
– Какие существительные среднего рода вы записали бы?
III. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
IV. Ознакомление с изменением имен существительных по числам.
1. На доске записаны слова: пенал, сорока, поля, пеналы, поле, сороки.
– Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? (Слова пенал, сорока, поля, пеналы, поле, сороки являются именами существительными.)
– Разделите данные имена существительные на две группы. Какие имена существительные вы отнесли бы к первой группе? (К первой группе можно отнести имена существительные пенал, сорока, поле.)
Учитель оформляет запись на доске, а дети в тетрадях:
пенал
сорока
поле
– Почему именно эти имена существительные вы объединили в одну группу? (Каждое из этих имен существительных обозначает один предмет, находится в единственном числе.)
Учитель и учащиеся вносят дополнительную запись:
ед. ч.
пенал
сорока
поле
– Какие имена существительные вошли во вторую группу? Обоснуйте свой ответ. (Во вторую группу вошли имена существительные пеналы, сороки, поля, потому что они обозначают несколько предметов и стоят во множественном числе.)
Учитель и ученики записывают данные слова во второй столбик:
ед. ч. мн. ч.
пенал пеналы
сорока сороки
поле поля
– Прочитайте написанные в столбиках слова парами. (Пенал – пеналы, сорока – сороки, поле – поля.)
– Как в данном случае изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам.)
– Выделите окончания в именах существительных.
– Что меняется в именах существительных при изменении их по числам? (Меняются окончания.)
– Обобщите наши рассуждения по плану:
1) Как изменяются имена существительные?
2) В каком числе они употребляются?
3) Что обозначают имена существительные в единственном числе?
4) Что обозначают имена существительные во множественном числе?
5) Что изменяется в имени существительном при изменении его числа?
2. Чтение правила, с. 27.
V. Упражнение в изменении имен существительных по числам. (упр. 423.)
VI. Игра «Цепочка слов». (упр. 426.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как изменяются имена существительные?
Домашнее задание. Упражнение 425, правило, с. 27.