Цели: формировать навык сложения чисел с разными знаками; развивать самостоятельность; воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Решите уравнения:
1) 5 · х = 3; 2) 3 · х = 5; 3) 12 · х = 3; 4) 3 · х = 12.
2. Решите уравнения:
1) y – 1 = 5; 2) у – 3 = -2; 3) у – 5 = -5; 4) у – 2 = -2.
3. За 5 ч машина проехала 400 км. За какое время она проедет 720 км, если увеличит скорость на 10 км/ч?
4. У старшего брата на 25% больше денег, чем у младшего. Сколько процентов своих денег старший должен дать младшему, чтобы денег у них стало поровну? (10%.)
5. Даны цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9. Расставьте между некоторыми знаки действий и получите 100.
(Ответ: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 · 9 = 100.)
6. Решите ребус:
АК 3 С А (Актриса.)
РО 100 К (Росток.)
7 Я (Семья.)
III. Сообщение темы урока
— Сегодня мы продолжим находить значение выражений, содержащих числа с разными знаками.
IV. Изучение нового материала
— При сложении положительных и отрицательных чисел можно использовать микрокалькулятор.
— Прочитайте, как это выполняется в учебнике на стр. 181.
— Расскажите, как ввести отрицательное число в микрокалькулятор? (Надо ввести модуль этого числа, потом нажать клавишу «Изменение знака» / — /.)
V. Закрепление изученного материала
1. Запишите программу, по которой на микрокалькуляторе будет выполняться сложение чисел: а) —5,2 + 7,8; б) —4 + (—6,2); в) 5 + (—2,3).
(Ответ: а) 5.2 / — / + 7.8 =; б) 4 / — / + 16.2 / – / =; в) 5 + 2.3 / – / =.)
2. № 1071 стр. 182 (самостоятельно, устная проверка).
(Ответ: а) -15,5659; б) -1,3843; в) 0,08216; г) 3,1439; д) -2,4776; е) -0,01417.)
VI. Работа над задачей
№ 1078 (а, в, д, ж) (самостоятельно, устная проверка).
— Записать только уравнение, устно обосновать ответ.
Решение:
VII. Физкультминутка
— Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого — зло.
VIII. Повторение изученного материала
1. № 1075 стр. 183 (работа цепочкой, на доске учащиеся пишут свои ответы).
(Ответ:
2. № 1076 стр. 183 (устно).
(Ответ: а) а; б) 2а; в) а; г) 4а.)
IX. Самостоятельная работа (10 мин)
Вариант I
1. Выполните сложение:
2. Найдите значение выражения —3,8 + а, если
3. Выполните действия:
4. Сколько решений имеет уравнение |х — 3| = —6?
Вариант II
1. Выполните сложение:
2. Найдите значение выражения х + 2,6, если
3. Выполните действия:
4. Сколько решений имеет уравнение |x + 2| = —5?
X. Подведение итогов урока
— Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
— Как ввести в микрокалькулятор отрицательное число?
Домашнее задание
№ 1019 (а) стр. 171, № 1081 (3 столбик), 1085 стр. 184.