Цели: познакомить учащихся с определением рода имен существительных во множественном числе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают существительные, доказывают, какого они рода.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: берёза, глаз, суббота, беда, лесок, собака, работа, окно.
– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах из словаря. Какая это буква? В каких словах она встречается? (Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву б. Она встречается во всех словарных словах: берёза, суббота, собака, работа.)
– Какие еще оставшиеся в ряду имена существительные мы можем добавить к этой группе? Почему? (Мы можем добавить слово беда, оно женского рода, как и слова берёза, суббота, собака, работа.)
– Какие имена существительные можно отнести ко второй группе? (Глаз, лесок – мужского рода.)
– Что можно сказать о третьей группе? (В третьей группе одно слово – окно, оно среднего рода.)
Бба Баб Бба Баб …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой цепочке три буквы: прописная Б, строчная б, строчная а. Буква а каждый раз меняет свое место: сначала она находится после прописной и строчной б, а затем – между ними.)
IV. Письмо по памяти. (упр. 408.)
V. Определение рода имен существительных в единственном и множественном числе.
1. Знакомство с правилом, с. 21.
Работа над упражнением 409.
2. На доске записаны предложения:
На б..рёзах пр..сыпаются галки.
Р..ка скрылась в тёмной с..неве вечера.
Зазвенели в..сёлые г..л..са птиц.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род имен существительных, которые в предложениях являются подлежащими.
3. Замена группы слов одним словом. (упр. 411.)
4. Самостоятельная работа. (упр. 410.)
Звукобуквенный разбор слова прорубь.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как определить род имен существительных во множественном числе?
Домашнее задание. Упражнение 412.