Урок 110. Сложение отрицательных чисел

0
489
математика

Цели: отрабатывать умение складывать отрицательные числа; выявить уровень усвоения данной темы; вырабатывать умение слушать ответы товарища, умение общаться.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. Найдите значение выражения:

а) -27 + (-39); б) -71 + (-29); в) -37 + (-91).

2. Сравните, не вычисляя:

а) -127 + (-339) и -127 + (-2339);

б) -741 + (-1219) и -741 + (-219);

в) -373 + (-901) и -1373 + (-901).

3. Определите, какая скорость получится в результате:

Vсобств. + Vтеч. Vпротив теч. + 2Vтеч.

Vсобств. — Vтеч. Vпo теч. — 2Vтеч.

Vпротив теч. + Vтеч. Vпo теч. — Vпротив теч.

4. Сумма двух чисел равна 199. Одно из них больше другого на 61. Найдите эти числа.

Решение:

1) Если бы оба числа были равны меньшему из них, то их сумма была бы на 61 меньше, т. е. 138 (199 — 61 = 138).

2) Следовательно, меньшее число равно половине от 138, т. е. 69 (138 : 2 = 69), а большее — 130 (69 + 61 = 130 или 199 — 69 = 130).

5. Решите ребус:

ЛИ 100 К (Листок.)

С 3 Ж (Стриж.)

Р 1 А (Родина.)

III. Индивидуальная работа

1 карточка

Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел:

—7 и 4; —1,5 и 1,5; —5 и 6; 0 и —3; 7 и 0.

2 карточка

Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел:

-2 и 8; -5,5 и 5,5; -2 и 7; 0 и -1; 9 и 0.

IV. Сообщение темы урока

— Сегодня будем продолжать складывать отрицательные числа, решать текстовые задачи, повторим порядок действий.

V. Работа над задачей

1. № 1014 стр. 170 (на доске и в тетрадях).

— Запишите формулу площади прямоугольника.

— Выразите из нее длину.

Решение:

S = ab

а = S : b

1) 11,7 : 2,6 = 4,5 (дм) — длина прямоугольника.

2) (2,6 + 0,2) · (4,5 + 0,2) = 13,16 (дм2) — площадь нового прямоугольника.

(Ответ: 13,16 дм2.)

2. № 1054 стр. 178 (с подробным комментированием на доске и в тетрадях).

— Какая геометрическая фигура является основанием цилиндра и конуса? (Круг.)

— Чему равна площадь круга? Запишите формулу.

— Чему равно числовое значение π? (π = 3,14.)

Решение:

1) S = πr2

2) 3,14 · 22 · 12 = 150,72 см3 — объем цилиндра.

3) 150,72 : 3 = 50,24 см3 — объем конуса.

(Ответ: 150,72 см3, 50,24 см3.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Найдите ошибки в данных примерах.

— Прокомментируйте ответы.

2. № 1047 стр. 177 (на доске и в тетрадях).

— Как называется данное выражение? (Буквенное выражение.)

Решение:

х + у + (—16)

при х = —17, у = —29: —17 + (—29) + (—16) = —62;

при х = —9,1, у = —7,4: —9,1 + (—7,4) + (—16) = —32,5;

при

3. № 1048 стр. 177 (на доске и в тетрадях).

— Определите порядок действий.

— Как сложить дроби с разными знаменателями? (Привести дроби к наименьшему общему знаменателю.)

(Ответы: )

VII. Физкультминутка

VIII. Повторение изученного материала

1. Запишите программу действий:

2. № 1051 стр. 178 (у доски и в тетрадях).

— Ответ обоснуйте.

Решение:

3. № 1053 стр. 178 (на доске и в тетрадях).

— Начертите координатную прямую. Отметьте точки А, В.

— Сколько единичных отрезков между точками А и В?

— Отметьте точку С, которая является серединой отрезка АВ. Найдите координаты этой точки.

(Ответы: а) С (6); б) С (—3); в) С (1).)

IX. Подведение итогов урока

— Сформулируйте правила сложения чисел с отрицательными знаками.

— Может ли при сложении отрицательных чисел получиться нуль? Отрицательное число? Приведите примеры.

Домашнее задание

№ 1056 (ж-м), 1057 (б), 1059, 1060 (б) стр. 179.