Цель: развивать умение письменно передавать повествовательный текст без искажений фактического содержания, точно употребляя слова разных частей речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие однокоренные одушевленные имена существительные вы образовали и как разобрали их по составу?
III. Работа над изложением.
1. Чтение текста (упр. 397) детьми самостоятельно.
2. Чтение текста вслух.
3. Беседа по вопросам:
– Кто плыл на яхте через океан?
– Что такое яхта? (Парусная лодка для спорта.)
– Какая беда произошла с французами?
– Как вели себя спортсмены?
– Каково было их положение? Как об этом сказано в тексте? (Силы были на исходе.)
– Кто им оказал помощь?
– Почему французы назвали свою яхту «Спасибо»?
– Какова основная мысль рассказа?
– Что такое морское товарищество?
4. Пересказ текста. Словарная работа.
– Сравните сочетание слов: силы были на исходе – кончились силы – люди обессилели; упорная борьба – жестокая борьба.
5. Орфографическая подготовка.
На доске запись: трое французов, океан, оказались, началбсь, «Спасибо».
6. Повторное чтение текста.
7. Самостоятельная запись текста учащимися.
8. Проверка по учебнику.
IV. Составление устного рассказа. (упр. 398.)
Памятка «Как составить рассказ».
1. Определи тему своего рассказа.
2. Какая мысль в рассказе будет основной?
3. Как ты озаглавишь текст?
4. Продумай, с чего можно начать рассказ.
5. О чем ты расскажешь в основной части текста?
6. Как можно закончить рассказ?
Лучше всего, если у каждого ученика будет такая памятка.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 399.