Цель: сформировать представление о строении земной коры; углубить понятия горы, рельеф, формы рельеф; сформировать представление у учащихся о горных системах, хребтах, типах гор по высоте; развивать умения определять географическое положение гор, их высоту; умение показывать горы на контурных картах.
Оборудование: картины с изображением гор, холмов, физическая карта полушарий.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания.
Тест «Горные породы»
1.Какая горная порода оказалась лишней, подчеркните:
1)известняк, песок, гранит, глина;
2)гранит, кварцит, базальт;
2.К обломочным горным породам относятся:
1) гравий; 2) гравий и песок; 3)гравий, песок, известняк.
3.Если магма достигла поверхности земной коры и застыла, то образуется:
1)базальт; 2)гранит.
4.Мрамор, кварцит, глинистый сланец относятся к горным породам:
1)осадочным; 2)метаморфическим; 3)магматическим.
5.Каменный уголь, нефть, газ, торф относятся к породам:
1)осадочным органическим; 2)осадочным обломочным; 3) осадочным химическим.
6.Земной коре свойственны движения:
1)вертикальные; 2)горизонтальные.
7.Самую высокую температуру вещества имеет:
1)земная кора; 2)ядро; 3)мантия.
8.Эта оболочка подразделяется на материковую и океаническую:
1)земная кора; 2)ядро; 3)мантия.
9.К осадочным неорганическим порода относятся:
1)гранит, известняк; 2)нефть и гранит; 3)песчаник и известняк.
10.метаморфические горные породы:
1)гнейс, кварцит, мрамор; 2)кварцит, глина, гнейс; 3)стекло, фарфор, гранит.
11.Магматические излившиеся горные породы:
1)гранит, мрамор; 2)базальт, гранит; 3)базальт, пемза.
– Задания на знание фактов.
Выбери правильный ответ:
1.Толщина мантии: 10км; 2900км; 1800км;
3.Укажите радиус ядра Земли: 3500км; 1500км; 2600км; 1800км; 70км
– Задания на проверку усвоения понятий.
1.Что такое мантия?
2.Зная, что такое ядро, перечислите признаки.
III. Изучение нового материала.
– Цель нашего урока – изучить строение земной коры и разнообразие рельефа.
Задание 2. Рассмотреть рисунок 42с.45 учебника.
Сравните толщину океанической и материковой частей земной коры.
1. Земная кора: материковая океаническая.
1.осадочный 1. осадочный
2.гранит 2.базальт
3.гранит
– Толщина земной коры – 5 –
Задание 1. Решите задачу.
Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600м (1000м), а температура слоя земной коры, с которого начинается повышение – 5° С.
1.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. = +8° С, а глубина 750м?
(750 : 100 = 7,5; 7,5 + (+ 8) = 15,5°
2.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. + 15° С, а глубина 1000м.
(1000 : 100 = 10; 10 + (+15) = + 25° .
3.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности -20° С, а глубина 1000м.
1000 : 100= 10; 10 + (-20) = -10°
4. Реши задачу. Температура на поверхности + 24° С, а на глубине +34. Определите глубину шахты. (+34 – 24 = 10; 10 · 100 = 1000м.)
Задание 1. Работа с текстом учебника с.
Прочитайте в учебнике § 14, с.48, выпишите в тетрадь крупные, средние и мелкие формы рельефа.
Вопрос.
– Почему рельеф так разнообразен?
– Изменялся ли облик планеты в течение многих миллионов лет?
– Под воздействием чего изменяется рельеф Земли?
Задание. Прочитать в учебнике на с.48-49 причины разнообразия рельефа.
– Внутренние силы;
– Внешние силы.
Задание. Работа с физической картой мира.
-Чем горы отличаются от равнин в изображении на карте? (цветовой гаммой.)
-Каким цветом отображаются горы?
-Каким – равнины?
Такой способ отображения рельефа называют послойным окрашиванием.
-Найдите в атласе горы:
Запись на доске: г. Джомолунгма (Эверест.)-
-Укажите их абсолютные высоты.
– Какую закономерность заметили в изменение цвета от понижения высоты? (Чем ниже горы, тем светлее тон.)
– В какой цвет окрашены равнины? (В зеленый.)
3. Работа со шкалой глубин и высот.
-О чем говорит каждый цвет шкалы?
III. Закрепление.
Задание: С помощью шкалы глубин и высот на картах атласа определите:
1) высоту Амазонской низменности;
2) высоту нагорья Тибет;
3) глубины Балтийского моря;
4) назовите самую высокую гору Земли; (г. Эверест)
5) назовите самую глубокую точку Земли. ( Марианский желоб.)
– Каково строение земной коры?
– Почему материковая кора толще океанической?
Домашнее задание. §13, 14, вопросы с.50.
Тест «Горные породы»
1.Какая горная порода оказалась лишней, подчеркните:
1)известняк, песок, гранит, глина;
2)гранит, кварцит, базальт;
2.К обломочным горным породам относятся:
1) гравий; 2) гравий и песок; 3)гравий, песок, известняк.
3.Если магма достигла поверхности земной коры и застыла, то образуется:
1)базальт; 2)гранит.
4.Мрамор, кварцит, глинистый сланец относятся к горным породам:
1)осадочным; 2)метаморфическим; 3)магматическим.
5.Каменный уголь, нефть, газ, торф относятся к породам:
1)осадочным органическим; 2)осадочным обломочным; 3) осадочным химическим.
6.Земной коре свойственны движения:
1)вертикальные; 2)горизонтальные.
7.Самую высокую температуру вещества имеет:
1)земная кора; 2)ядро; 3)мантия.
8.Эта оболочка подразделяется на материковую и океаническую:
1)земная кора; 2)ядро; 3)мантия.
9.К осадочным неорганическим порода относятся:
1)гранит, известняк; 2)нефть и гранит; 3)песчаник и известняк.
10.метаморфические горные породы:
1)гнейс, кварцит, мрамор; 2)кварцит, глина, гнейс; 3)стекло, фарфор, гранит.
11.Магматические излившиеся горные породы:
1)гранит, мрамор; 2)базальт, гранит; 3)базальт, пемза.
Выбери правильный ответ:
1.Толщина мантии: 10км; 2900км; 1800км;
3.Укажите радиус ядра Земли: 3500км; 1500км; 2600км; 1800км; 70км
– Задания на проверку усвоения понятий.
1.Что такое мантия?
2.Зная, что такое ядро, перечислите его признаки.
Задание 1. Решите задачу.
Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600м (1000м), а температура слоя земной коры, с которого начинается повышение – 5° С.
1.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. = +8° С, а глубина 750м?
(750 : 100 = 7,5; 7,5 + (+ 8) = 15,5°
2.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. + 15° С, а глубина 1000м.
(1000 : 100 = 10; 10 + (+15) = + 25° .
3.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности -20° С, а глубина 1000м.
1000 : 100= 10; 10 + (-20) = -10°
4. Реши задачу. Температура на поверхности + 24° С, а на глубине +34. Определите глубину шахты. (+34 – 24 = 10; 10 · 100 = 1000м.)
Задание 1. Работа с текстом учебника с.
Прочитайте в учебнике § 14, с.48, выпишите в тетрадь крупные, средние и мелкие формы рельефа.
Вопрос.
– Почему рельеф так разнообразен?
– Изменялся ли облик планеты в течение многих миллионов лет?
– Под воздействием чего изменяется рельеф Земли?
Задание. Прочитать в учебнике на с.48-49 причины разнообразия рельефа.
– Внутренние силы;
– Внешние силы.
Задание. Работа с физической картой мира.
-Чем горы отличаются от равнин в изображении на карте? (цветовой гаммой.)
-Каким цветом отображаются горы, равнины?
-Каким – равнины?
Такой способ отображения рельефа называют послойным окрашиванием.
-Найдите в атласе горы:
Запись на доске: г. Джомолунгма (Эверест.)-
Гора – положительная форма рельефа. Большей высоты, чем холм, обычно с резко выраженной подошвой склона.
Столовая гора – гора с плоской вершиной.
Пик – острая вершина.
Горный хребет – крупная положительная форма рельефа, линейно вытянутая. С хорошо выраженными склонами, входит в состав горной системы.
Гребень – гребневая линия, линия пересечения противоположных склонов хребта.
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва – переход склона в равнину.
– Горы имеет относительную высоту выше
III. Закрепление.
– Землю и её внутреннее строение иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?
Объясните, почему мантию называют основной частью Земли?
Расскажите, как изменяется температура в недрах Земли?
Задание 2.
Начертите схему «Внутреннее строение Земли», показав на ней примерное соотношение ядра, мантии и земной коры.
Задание 2. Рассмотреть рисунок 23 .40 учебника.
Сравните толщину океанической и материковой частей земной коры.
1. Земная кора: материковая океаническая.
1.осадочный 1. осадочный
2.гранит 2.базальт
3.гранит
– Толщина земной коры – 5 –
Задание 1. Решите задачу.
Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600м (1000м), а температура слоя земной коры, с которого начинается повышение – 5° С.
Домашнее задание. § 16, задание 3.
Определение по карте географического положения и высоты гор и равнин.
Цель работы:
формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту.
Задание 1. Сравнить географическое положение объектов в таблице.
План определения г. п. |
Географический объект |
|
Уральские горы |
Западно-Сибирская равнина |
|
На каком материке, и в какой его части находится? |
||
Положение по отношению к другим объектам? |
||
Направление и протяжённость в км. |
||
Географические координаты наивысших точек. |
Задание 2. Используя карты атласа, охарактеризовать формы рельефа.
Название гор, равнин. |
Положение по отношению к др. объектам |
Направление |
Абсолютные высоты вершин и возвышенностей |
Кавказ |
|||
Русская равнина |
|||
Среднесибирское плоскогорье |