Урок № 11. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие рельефа Земли.

0
736
география

Цель: сформировать представление о строении земной коры; углубить понятия горы, рельеф, формы рельеф; сформировать представление у учащихся о горных системах, хребтах, типах гор по высоте; развивать умения определять географическое положение гор, их высоту; умение показывать горы на контурных картах.

Оборудование: картины с изображением гор, холмов, физическая карта полушарий.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест «Горные породы»

1.Какая горная порода оказалась лишней, подчеркните:

1)известняк, песок, гранит, глина;

2)гранит, кварцит, базальт;

2.К обломочным горным породам относятся:

1) гравий; 2) гравий и песок; 3)гравий, песок, известняк.

3.Если магма достигла поверхности земной коры и застыла, то образуется:

1)базальт; 2)гранит.

4.Мрамор, кварцит, глинистый сланец относятся к горным породам:

1)осадочным; 2)метаморфическим; 3)магматическим.

5.Каменный уголь, нефть, газ, торф относятся к породам:

1)осадочным органическим; 2)осадочным обломочным; 3) осадочным химическим.

6.Земной коре свойственны движения:

1)вертикальные; 2)горизонтальные.

7.Самую высокую температуру вещества имеет:

1)земная кора; 2)ядро; 3)мантия.

8.Эта оболочка подразделяется на материковую и океаническую:

1)земная кора; 2)ядро; 3)мантия.

9.К осадочным неорганическим порода относятся:

1)гранит, известняк; 2)нефть и гранит; 3)песчаник и известняк.

10.метаморфические горные породы:

1)гнейс, кварцит, мрамор; 2)кварцит, глина, гнейс; 3)стекло, фарфор, гранит.

11.Магматические излившиеся горные породы:

1)гранит, мрамор; 2)базальт, гранит; 3)базальт, пемза.

– Задания на знание фактов.

Выбери правильный ответ:

1.Толщина мантии: 10км; 2900км; 1800км; 65 км; 35000км.

3.Укажите радиус ядра Земли: 3500км; 1500км; 2600км; 1800км; 70км

– Задания на проверку усвоения понятий.

1.Что такое мантия?

2.Зная, что такое ядро, перечислите признаки.

III. Изучение нового материала.

– Цель нашего урока – изучить строение земной коры и разнообразие рельефа.

Задание 2. Рассмотреть рисунок 42с.45 учебника.

Сравните толщину океанической и материковой частей земной коры.

1. Земная кора: материковая океаническая.

1.осадочный 1. осадочный

2.гранит 2.базальт

3.гранит

– Толщина земной коры – 5 – 75 км.

Задание 1. Решите задачу.

Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600м (1000м), а температура слоя земной коры, с которого начинается повышение – 5° С.

1.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. = +8° С, а глубина 750м?

(750 : 100 = 7,5; 7,5 + (+ 8) = 15,5°

2.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. + 15° С, а глубина 1000м.

(1000 : 100 = 10; 10 + (+15) = + 25° .

3.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности -20° С, а глубина 1000м.

1000 : 100= 10; 10 + (-20) = -10°

4. Реши задачу. Температура на поверхности + 24° С, а на глубине +34. Определите глубину шахты. (+34 – 24 = 10; 10 · 100 = 1000м.)

Задание 1. Работа с текстом учебника с.

Прочитайте в учебнике § 14, с.48, выпишите в тетрадь крупные, средние и мелкие формы рельефа.

Вопрос.

– Почему рельеф так разнообразен?

– Изменялся ли облик планеты в течение многих миллионов лет?

– Под воздействием чего изменяется рельеф Земли?

Задание. Прочитать в учебнике на с.48-49 причины разнообразия рельефа.

– Внутренние силы;

– Внешние силы.

Задание. Работа с физической картой мира.

-Чем горы отличаются от равнин в изображении на карте? (цветовой гаммой.)

-Каким цветом отображаются горы?

-Каким – равнины?

Такой способ отображения рельефа называют послойным окрашиванием.

-Найдите в атласе горы:

Запись на доске: г. Джомолунгма (Эверест.)- 8848 м., г. Аконкагуа- 6960 м.

-Укажите их абсолютные высоты.

– Какую закономерность заметили в изменение цвета от понижения высоты? (Чем ниже горы, тем светлее тон.)

– В какой цвет окрашены равнины? (В зеленый.)

3. Работа со шкалой глубин и высот.

-О чем говорит каждый цвет шкалы?

III. Закрепление.

Задание: С помощью шкалы глубин и высот на картах атласа определите:

1) высоту Амазонской низменности;

2) высоту нагорья Тибет;

3) глубины Балтийского моря;

4) назовите самую высокую гору Земли; (г. Эверест)

5) назовите самую глубокую точку Земли. ( Марианский желоб.)

– Каково строение земной коры?

– Почему материковая кора толще океанической?

Домашнее задание. §13, 14, вопросы с.50.

Тест «Горные породы»

1.Какая горная порода оказалась лишней, подчеркните:

1)известняк, песок, гранит, глина;

2)гранит, кварцит, базальт;

2.К обломочным горным породам относятся:

1) гравий; 2) гравий и песок; 3)гравий, песок, известняк.

3.Если магма достигла поверхности земной коры и застыла, то образуется:

1)базальт; 2)гранит.

4.Мрамор, кварцит, глинистый сланец относятся к горным породам:

1)осадочным; 2)метаморфическим; 3)магматическим.

5.Каменный уголь, нефть, газ, торф относятся к породам:

1)осадочным органическим; 2)осадочным обломочным; 3) осадочным химическим.

6.Земной коре свойственны движения:

1)вертикальные; 2)горизонтальные.

7.Самую высокую температуру вещества имеет:

1)земная кора; 2)ядро; 3)мантия.

8.Эта оболочка подразделяется на материковую и океаническую:

1)земная кора; 2)ядро; 3)мантия.

9.К осадочным неорганическим порода относятся:

1)гранит, известняк; 2)нефть и гранит; 3)песчаник и известняк.

10.метаморфические горные породы:

1)гнейс, кварцит, мрамор; 2)кварцит, глина, гнейс; 3)стекло, фарфор, гранит.

11.Магматические излившиеся горные породы:

1)гранит, мрамор; 2)базальт, гранит; 3)базальт, пемза.

Выбери правильный ответ:

1.Толщина мантии: 10км; 2900км; 1800км; 65 км; 35000км.

3.Укажите радиус ядра Земли: 3500км; 1500км; 2600км; 1800км; 70км

– Задания на проверку усвоения понятий.

1.Что такое мантия?

2.Зная, что такое ядро, перечислите его признаки.

Задание 1. Решите задачу.

Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600м (1000м), а температура слоя земной коры, с которого начинается повышение – 5° С.

1.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. = +8° С, а глубина 750м?

(750 : 100 = 7,5; 7,5 + (+ 8) = 15,5°

2.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. + 15° С, а глубина 1000м.

(1000 : 100 = 10; 10 + (+15) = + 25° .

3.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности -20° С, а глубина 1000м.

1000 : 100= 10; 10 + (-20) = -10°

4. Реши задачу. Температура на поверхности + 24° С, а на глубине +34. Определите глубину шахты. (+34 – 24 = 10; 10 · 100 = 1000м.)

Задание 1. Работа с текстом учебника с.

Прочитайте в учебнике § 14, с.48, выпишите в тетрадь крупные, средние и мелкие формы рельефа.

Вопрос.

– Почему рельеф так разнообразен?

– Изменялся ли облик планеты в течение многих миллионов лет?

– Под воздействием чего изменяется рельеф Земли?

Задание. Прочитать в учебнике на с.48-49 причины разнообразия рельефа.

– Внутренние силы;

– Внешние силы.

Задание. Работа с физической картой мира.

-Чем горы отличаются от равнин в изображении на карте? (цветовой гаммой.)

-Каким цветом отображаются горы, равнины?

-Каким – равнины?

Такой способ отображения рельефа называют послойным окрашиванием.

-Найдите в атласе горы:

Запись на доске: г. Джомолунгма (Эверест.)- 8848 м., г. Аконкагуа- 6960 м.

Гора – положительная форма рельефа. Большей высоты, чем холм, обычно с резко выраженной подошвой склона.

Столовая гора – гора с плоской вершиной.

Пик – острая вершина.

Горный хребет – крупная положительная форма рельефа, линейно вытянутая. С хорошо выраженными склонами, входит в состав горной системы.

Гребень – гребневая линия, линия пересечения противоположных склонов хребта.

Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.

Склон – расстояние между вершиной и подошвой.

Подошва – переход склона в равнину.

– Горы имеет относительную высоту выше 200 м.

III. Закрепление.

– Землю и её внутреннее строение иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?

Объясните, почему мантию называют основной частью Земли?

Расскажите, как изменяется температура в недрах Земли?

Задание 2.

Начертите схему «Внутреннее строение Земли», показав на ней примерное соотношение ядра, мантии и земной коры.

Задание 2. Рассмотреть рисунок 23 .40 учебника.

Сравните толщину океанической и материковой частей земной коры.

1. Земная кора: материковая океаническая.

1.осадочный 1. осадочный

2.гранит 2.базальт

3.гранит

– Толщина земной коры – 5 – 75 км.

Задание 1. Решите задачу.

Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600м (1000м), а температура слоя земной коры, с которого начинается повышение – 5° С.

Домашнее задание. § 16, задание 3.

Определение по карте географического положения и высоты гор и равнин.

Цель работы:

формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту.

Задание 1. Сравнить географическое положение объектов в таблице.

План определения г. п.

Географический объект

Уральские горы

Западно-Сибирская равнина

На каком материке, и в какой его части находится?

Положение по отношению к другим объектам?

Направление и протяжённость в км.

Географические координаты наивысших точек.

Задание 2. Используя карты атласа, охарактеризовать формы рельефа.

Название гор, равнин.

Положение по отношению к др. объектам

Направление

Абсолютные высоты вершин и возвышенностей

Кавказ

Русская равнина

Среднесибирское плоскогорье