Цели: ознакомить учащихся с художественными произведениями, с видами и жанрами искусства; формировать навыки восприятия, внимания, наблюдательности.
Ход урока
I. Сообщение цели урока.
– Сегодня мы с вами посетим художественный музей. Вы познакомитесь с работами художников, будете учиться рассматривать произведения искусства.
II. Вступительная беседа.
Учитель обращает внимание детей на иллюстрацию «Дети в музее».
– Куда пришли дети? (Дети пришли в музей.)
– Кто из вас уже был в музее? Расскажите, что вы видели, что вам запомнилось.
– Как должны себя вести посетители музея?
– Как ведут себя дети? Чем они заняты?
III. Правила поведения в музее.
– В музее нужно вести себя культурно, не кричать, разговаривать тихо. Экскурсовод расскажет вам много интересного, а вы должны внимательно слушать и не перебивать. Если хотите задать вопрос, то можно это сделать позже.
– Кто такой экскурсовод?
Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам, то есть участникам экскурсии.
Экскурсовод познакомит вас с различными экспонатами.
– Что такое экспонат?
Экспонат – предмет, выставленный на выставке, в музее.
IV. Экскурсия в музей.
Учитель организует поход в художественный музей с проведением экскурсии на 15–20 минут.
V. Самостоятельное рассматривание произведений искусства.
Учитель рассказывает, обращает внимание детей на произведения искусства, отвечает на вопросы, возникающие у детей при самостоятельном рассматривании.
1. Рассматривание картин.
– Перед вами картина выдающегося русского художника Исаака Ильича Левитана «Березовая роща», которая посвящена изображению одного из уголков березовой рощи. На первом плане мы видим несколько белоствольных березок и высокую сочную траву. Под лучами солнца серебром отливает густая изумрудная зелень травы и листьев березы. В картине художник очень точно находит цветовые и тональные отношения стволов берез (на свету и в тени) и травы, листьев деревьев. От картины веет радостным, праздничным настроением яркого летнего дня.
– Что вам понравилось в картине?
2. Ознакомление с декоративными изделиями.
– Рассмотрите произведения народных мастеров.
– Что вы видите? (Деревянные игрушки.)
Деревянная матрешка – знаменитый национальный сувенир. Если откроете матрешку, то внутри найдете еще несколько. Первую матрешку создал русский художник Сергей Малютин. В 1898 г. в Москве на ярмарке он приобрел деревянную куклу в форме яйца, которую можно было раскрыть, а внутри обнаружить другую. На токарную форму было нанесено изображение седоусого старика. Игрушка была расписана блеклыми красками. Сергей Малютин попросил токаря изготовить форму, а расписал игрушку по-своему. Это была славная милая девочка в русском сарафанчике, понизу которого шли бледные цветочки. С тех пор эта кукла приобрела популярность. Сегодня матрешек расписывают в Семеновском районе, в селах Полхов Майдан и Крутец Горьковской области, в городе Загорске и других. Любопытно, что матрешки, сделанные в различных местах нашей страны, отличаются друг от друга, но все они яркие и красивые.
VI. Итог урока.
– Какое впечатление произвела на вас экскурсия в музей?
– Что вам понравилось?
– Что запомнилось больше всего?
– Хотите ли вы еще раз посетить музей?